В интернете же продается клубника, о которой указано только то, что это греческая клубника. "У этой ягоды даже нет названия! Может быть, это действительно эстонский сорт, или, может быть, греки выращивали эстонский сорт: греческая клубника", - смеется Лыхмус. Он добавил, что и здесь нельзя бросать камень только лишь в огород чиновников - виноваты и люди, которым все равно, откуда берутся их ягоды. Это весьма упрощает жизнь мошенникам.
По словам Лыхмуса, еще одна большая проблема заключается в том, что нет законов, которые отпугивали бы ягодных посредников. "Из года в год нагло продают неизвестную ягоду под видом эстонской и зарабатывают сотни тысяч. У посредника вообще нет затрат, - пояснил он. - Они попадаются, но что тогда происходит? Им грозят пальцем, и они получают штраф в размере 300 евро. Но какая это для них сумма? Пустяки!"
Лыхмус добавил, что, поскольку никто из продавцов не собирается судиться из-за клубники, возникает совершенно абсурдная ситуация. "Это хуже, чем проституция!"
Органическим производителям - особенно мелким - в Эстонии нелегко. Лыхмус вынужден продавать органическую клубнику по той же цене, что и другие, потому что человек еще не готов платить. Он отметил, что движение в нужном направлении все же происходит: например, бабушки более тщательно выбирают, чем кормить своих внуков. Лыхмус сказал, что сегодня фермер должен выполнять несколько профессий одновременно, чтобы соответствовать критериям. Сам он пытается быть в курсе всех законов и требований Ветеринарно-пищевого департамента, но говорит, что невозможно знать все на сто процентов.