Все мои коллеги уверены в одном: если пациент не испытывает невыносимых физических или моральных страданий, он никогда не задумывается о смерти. Если человек ухожен и у него ничего не болит, неизлечимая болезнь не будет подталкивать его к этому решению.
— Влияет ли на ситуацию кризис в системе ухода?
— Не согласен, что в системе кризис. Да, ухода недостаточно, но сейчас предпринимаются шаги, чтобы расширить эту сферу в стране.
— Можно ли найти выход из сложной ситуации на фоне быстрого старения населения?
— Эвтаназия не решает вопросы ухода за больными. В данном случае речь идет о единичных случаях. Уход за больными касается 90% населения, так как только 10% людей умирают быстро. 90% людей умирают медленно, и все они требуют достойного ухода из этой жизни. Это серьезная проблема.
— Готово ли медицинское сообщество к тому, чтобы разрешить эвтаназию?
— Думаю, что мнения разделились бы 50х50. Те, кто лицом к лицу сталкивается с безнадежно больными, готовы обсудить возможность того, чтобы помочь таким пациентам добровольно уйти из жизни.
— То есть найдутся медики, которые готовы сделать смертельный укол?
— Все эти процедуры в других странах мира четко регламентированы. Смертельный укол должны делать медики — из тех препаратов, которые им приносит пациент, или же инициативно. Есть даже такое понятие, как ассистированный уход из жизни, когда медики помогают уйти из жизни.