В Таллинне, в прекрасной долине реки Пирита, стоят развалины мызы Козе. Некогда чудесное поместье в 1941 году превратилось в пристанище ужасов, мрачные тайны которого до сих пор преследуют историков, пишет Kodu.
Начиная рассказывать эту мрачную историю, историк архитектуры Оливер Орро отмечает, что эта мыза - одна из самых красивых небольших усадеб позднего барокко и раннего классицизма в Эстонии, а элегантность и красоту мызного парка высоко оценивали авторы путевых заметок того времени.
Гостями мызы Козе, известной и как мыза Шееля, были посещавшие ее в XIX веке иностранные дипломаты и члены царской семьи. Хозяин мызы, банкир Шеель позволял всем желающим гулять в парке, что и делали жители Виру и Нехату вплоть до 1940 года.
Тогда мыза перешла в пользование НКВД, и осенью 1941 года военный трибунал войск НКВД Прибалтийского округа приговорил к смерти десятки гражданских лиц, политических и общественных деятелей Эстонской Республики, а также участников Освободительной войны. Территория мызы Шееля стала местом массовых расстрелов.
Трагические находки
В октябре 1941 года, когда Эстонию оккупировали немцы, на летней мызе Шееля, под полом каретного сарая было найдено девять трупов.
В ноябре 1941 года под тремя соснами были обнаружены еще 15 тел, а под полом дровяного сарая у дома для слуг нашли еще 16 тел. Из 40 трупов, обнаруженных в 1941 году, удалось идентифицировать только 11 человек.
Весной 1942 года немцы случайно наткнулись на другую трагическую находку - под цементным полом дома для слуг было обнаружено 38 тел, из которых опознали 23-х. Они тоже были казнены в апреле 1941 года.
По словам Меэлиса Сауэаука, старшего научного сотрудника Института памяти Эстонии, последнее место захоронения было найдено случайно. «В одном из помещений дома для слуг мызы Шееля, который использовался как конюшня, пол был залит цементом, и когда немецкий офицер привел туда своих лошадей, последние начали вести себя странно», — сказал он.