Cообщи

Трагическая история массового захоронения на мызе Козе может пролить свет на таинственное исчезновение Яана Тыниссона (3)

Фото: Mihkel Maripuu
Copy

В Таллинне, в прекрасной долине реки Пирита, стоят развалины мызы Козе.  Некогда чудесное поместье в 1941 году превратилось в пристанище ужасов, мрачные тайны которого до сих пор преследуют историков, пишет Kodu.

Начиная рассказывать эту мрачную историю, историк архитектуры Оливер Орро отмечает, что эта мыза - одна из самых красивых небольших усадеб позднего барокко и раннего классицизма в Эстонии, а элегантность и красоту мызного парка высоко оценивали авторы путевых заметок того времени. 

Гостями мызы Козе, известной и как мыза Шееля, были посещавшие ее в XIX веке иностранные дипломаты и члены царской семьи. Хозяин мызы, банкир Шеель позволял всем желающим гулять в парке, что и делали жители Виру и Нехату вплоть до 1940 года. 

Тогда мыза перешла в пользование НКВД, и осенью 1941 года военный трибунал войск НКВД Прибалтийского округа приговорил к смерти десятки гражданских лиц, политических и общественных деятелей Эстонской Республики, а также участников Освободительной войны. Территория мызы Шееля стала местом массовых расстрелов.

Трагические находки

В октябре 1941 года, когда Эстонию оккупировали немцы, на летней мызе Шееля, под полом каретного сарая было найдено девять трупов. 

В ноябре 1941 года под тремя соснами были обнаружены еще 15 тел, а под полом дровяного сарая у дома для слуг нашли еще 16 тел. Из 40 трупов, обнаруженных в 1941 году, удалось идентифицировать только 11 человек. 

Весной 1942 года немцы случайно наткнулись на другую трагическую находку - под цементным полом дома для слуг было обнаружено 38 тел, из которых опознали 23-х. Они тоже были казнены в апреле 1941 года.

Здесь были совершены чудовищные убийства.
Здесь были совершены чудовищные убийства. Фото: Mihkel Maripuu

По словам Меэлиса Сауэаука, старшего научного сотрудника Института памяти Эстонии, последнее место захоронения было найдено случайно. «В одном из помещений дома для слуг мызы Шееля, который использовался как конюшня, пол был залит цементом, и когда немецкий офицер привел туда своих лошадей, последние начали вести себя странно», — сказал он.

Пол конюшни был вскрыт, а под полом обнаружены человеческие тела.

Жертвы были погребены под полом дома для слуг.
Жертвы были погребены под полом дома для слуг. Фото: Mihkel Maripuu

Как сказал Сауэаук, обнаруженные тогда в помещениях усадьбы Шееля трупы - это далеко не все казненные там люди. По словам историка, число людей, приговоренных к смертной казни и казненных, больше, чем мы думаем. В то время к этим массовым расстрелам не было никакого общественного интереса. «Достаточно было знать, что это сделали большевики», — сказал он.

Когда дело дошло до попыток разобраться, кто же был казнен, в карманах остатков одежды некоторых тел были обнаружены смертные приговоры советских военных трибуналов. «Да и люди, которые жили по соседству, тоже кое-что слышали и видели», — добавил Сауэаук.

Казненные были в основном политзаключенными. Среди них были правительственные чиновники, полицейские, военные и простые люди, которые в то время считались противниками власти.

Руины мызы, расположенной в долине реки Пирита.
Руины мызы, расположенной в долине реки Пирита. Фото: Mihkel Maripuu

Кем были жертвы?

Перед трибуналом предстали и были казнены самые прогрессивные граждане Эстонской Республики. Многим из них было просто отправлено приглашение на прием в мызе, они явились туда в нарядной одежде, а получили пулю в голову. 

Преступления против человечности

  • В октябре 1941 года под полом каретного сарая было обнаружено 9 тел.
  • В ноябре 1941 года 15 тел были найдены под тремя соснами на участке мызы.
  • В том же месяце 16 человек были найдены убитыми под полом дровяного сарая дома для слуг. Считалось, что заседания трибунала проходили в этом доме.
  • Из 40 казненных удалось опознать 11 человек.
  • В мае 1942 года под цементным полом конюшни было обнаружено 38 убитых в апреле 1941 года, из которых было идентифицировано 23 человека.

Все казненные были эстонскими патриотами. 15 тел, найденных во дворе усадьбы около трех одиноких сосен, вероятно, были брошены в братскую могилу заживо, а затем засыпаны землей.

В отличие от жертв, найденных в доме для слуг, рты этих покойников были заткнуты кляпами, а руки - связаны за спиной тонким шнуром. Среди людей, брошенных в братскую могилу, была и босая девушка в летнем платье.

Развалины конюшни, в которой были закопаны казненные.
Развалины конюшни, в которой были закопаны казненные. Фото: Mihkel Maripuu

Историки предполагают, что государственный старейшина Яан Тыниссон также мог быть казнен на мызе Шееля.

Известно, что Тыниссон был арестован 12 декабря 1940 года, содержался во внутренней тюрьме на улице Пагари и, по крайней мере, до июня 1941 года его допрашивали в Таллинне. Информация о его дальнейшей судьбе противоречива.

Яан Тыниссон.
Яан Тыниссон. Фото: Sven Kadakas/Postimees/Scanpix

Историки пришли к выводу, что на следующий день после судебного процесса 2 июля Тыниссон вместе с несколькими другими общественными деятелями был расстрелян. Однако многие утверждали, что видели Тыниссона даже после 1941 года: в поезде среди депортированных, где-то в поселении за Уралом и даже после войны на железнодорожной станции Тарту.

Поскольку тело Тыниссона не было найдено, до сих пор ходят слухи, что его могли застрелить в Шееле. «Также предполагается, что он был убит в Таллинне. Это одна из так и не разгаданных загадок того времени», — добавил Сауэаук.

Поскольку тесты ДНК в то время не проводились, место захоронения Тыниссона остается неизвестным до сегодняшнего дня.

Однако Сауэаук осмеливается надеяться: если сегодня получается успешно исследовать находки и останки людей эпохи Возрождения, однажды связь между мызой Шееля и Тыниссоном может проясниться.

История мызы

  • В 1790 году Иоахим Кристиан Кох построил летнюю мызу Козе на землях городского магистрата.
  • Мызе принадлежал земельный участок площадью 17,16 га, из которых 1,57 га использовались как пахотные и садовые земли.
  • В основном на полях выращивался картофель, и в меньшей степени также различные овощи.
  • В 1790 году по просьбе Гертруды Томасии Кох земля летней усадьбы Козе была отделена от городской мызы Тонди и передана ей. Ее муж, купец Беренд Генрих Кох, на тот момент уже был арендатором городских усадеб Койтъярве, Нехату и Тонди.
  • Их сын Иоахим Кристиан Кох стал владельцем летней мызы в 1808 году. Каменный дом был построен под его руководством еще в 1792 году.
  • После его смерти летняя усадьба перешла во владение его вдовы Хелены Доротеи. В 1846 году для нее также был построен деревянный дом, которым она не успела воспользоваться.
  • После смерти матери собственником мызы стал Андреас Кристиан Кох, который переселился в поместье в 1875 году. 
  • Следующий хозяин, наследник предыдущего, Карл Рейнхольд Кристиан Кох, был врачом-педиатром в Санкт-Петербурге и жил на мызе в летние месяцы.
  • Последним собственником земли, на которой стояла летняя усадьба Козе, был Клаус Шеель.
  • В конце 30-х годов в поместье была одна лошадь и 157 голов домашней птицы.
  • Начиная с 1941 года усадьбой Шееля пользовались воинская часть ПВО Советской Армии и Таллиннская военно-морская база.
Наверх