С дискриминацией на рынке арендного жилья дело обстоит не так просто, потому что никто не может заставить владельца пригласить к себе в дом того или иного человека. Если он предпочитает выбрать в качестве арендатора человека своей национальности, тогда это его личный выбор. Однако если профессионал, работающей на рынке арендного жилья, спокойно признает, что он основывается в своем выборе на национальной принадлежности, тогда речь идет не о простом предубеждении, а об ограничении возможностей.
Вторая проблема носит более общий характер и затрагивает общество в целом. Конституция Эстонии гласит, что Эстонская Республика «призвана обеспечить сохранность эстонской нации, языка и культуры во все времена». Эффективно ли в таком случае вытеснять из общества людей из другого культурного пространства?
Если в нашем обществе не гарантированы равные возможности для людей с другим происхождением, значит ли это, что они уедут? Предшествующий опыт показывает, что нет. Это скорее их объединит, и при любой возможности они будут оказывать сопротивление. Ведь до тех пор, пока не будет равного обращения, мы тоже будем для них чужими, а не своими.
Ежедневная практика показывает, что проблемы не обходят стороной ни нации, ни расы, ни пол, и даже – какой сюрприз! – материальный достаток не застрахует от неурядиц. Проблемы обходят стороной конкретных людей.
Нет гарантий, что обеспеченный человек будет прилежно платить арендную плату; и человек, работающий за меньшую зарплату и с трудом сводящий концы с концами, не обязательно окажется плохим арендатором. Понимающие друг друга люди могут общаться на разных языках как на родном, в то время как недопонимание и ссоры могут возникнуть между людьми с эстонским родным языком, которые общаются друг с другом на нем же.