Урмас Паэт: в руководстве ЕС не скрывают, что санкции США им не нравятся (7)

Елена Поверина
, ведущая видеорубрики
Copy
  • Позиции Эстонии в отношении «Северного потока-2» я не знаю
  • Европа вступила в неприятный конфликт с США
  • Проект «Северный поток-2» будет завершен
  • Юридических оснований для остановки строительства нет

С чем связан новый виток противоречий вокруг реализации проекта российского газопровода «Северный поток–2» (Nord Stream-2)? Напомним, что недавно еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила, что угроза США ввести новые санкции против европейских компаний, связанных с «Северным потоком–2», является нарушением международного права. Позже Симсон отреклась от своих слов в поддержку проекта.

Тему прокомментировал в студии депутат Европарламента Урмас Паэт (Партия реформ).

Выдержки из беседы:

— Станет ли «Северный поток – 2» той границей, по которой произойдет разлом между США и ЕС?

— Никакого разлома между ЕС и США нет, но есть разногласия внутри Евросоюза.

— По вашей оценке, противоречат ли санкции США против европейских компаний международному праву?

— ЕС уже около двух лет назад заявил, что «Северный поток—2» является угрозой энергобезопасности. Это было четкое политическое решение ЕС (Евросовета и Еврокомиссии), под которым подписались все 28 стран, включая на тот момент еще и Великобританию.

Ключевым моментом было то, что импортированная энергия не должна достигать слишком высокого уровня внутри ЕС, чтобы исключить экономическое и политическое влияние со стороны третьих стран.

Именно по этой причине проект «Северный поток – 2» не должен был быть реализован. Однако юридически это не было закреплено.

В результате, не было создано оснований для того, чтобы сказать «нет» участию в проекте немецким фирмам и предприятиям других стран. И теперь это вылилось в проблему.

При этом США настаивают на том, что проект угрожает энергетической безопасности ЕС. И когда Америка начала действовать, ряд стран ЕС подвергли эти шаги критике.

— Подписала ли Эстония документ, который осуждает введение санкций США против европейских предприятий?

— Да, Эстония среди тех 24 стран, которые подписали данную хартию. Только три страны в этом не участвовали (Латвия, Румыния, Польшаприм.ред.).

— То есть, на фоне политического решения ЕС двухлетней давности о недопустимости строительства газопровода мы подписали хартию, осуждающую введение санкций со стороны США в отношении европейских участников проекта?

— Да, ситуация получилась двоякой. Со стороны это выглядит глупо. Если сейчас некоторые члены правительства Эстонии или Еврокомиссии утверждают, что политическое решение двухлетней давности теперь уже не имеет значения, тогда было бы корректно принять в Брюсселе новое решение по энергобезопасности ЕС.

При принятии нового решения нужно прямо сказать, что единая энергополитика ЕС больше не имеет значения. Иначе на данный момент мы вступили в неприятный конфликт с США.

В Америке политическая позиция Европы вызывает вопросы.

— При этом президент Финляндии как-то спросил: если «Северный поток—1» не является угрозой безопасности ЕС, то почему «Северный поток—2» превратился в такую угрозу?

— В свое время Финляндия поддержала общее политическое решение ЕС по части энергобезопасности. Все остальные вопросы нужно задать властям Финляндии.

— Какова же позиция Эстонии? Мы останемся на стороне США или ЕС? В случае поддержки американских санкций мы не противопоставляем себя интересам ЕС?

— Повторяю, что позиция ЕС была сформулирована два года назад. Никто это решение до сих пор не изменил.

Хартия ЕС, осуждающая санкции США, не может изменить единую политику безопасности. При этом в руководстве ЕС не скрывают, что санкции США им не нравятся.

Об этом мне недавно говорил представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Йосеп Борелло.

— Какова же позиция Эстонии?

— Речь не идет о поддержке США, вопрос — в единой энергетической политике ЕС.

Эстония должна прилагать усилия к тому, чтобы не были реализованы проекты, которые угрожают энергобезопасности ЕС. Иначе получается нечестно.

— На деле выходит так, что с одной стороны мы говорим о неприятии проекта, с другой — подписываем документ, осуждающий американские санкции в отношении тех фирм, которые реализуют этот проект…

— Я тоже этого не понимаю, как не понимаю и некоторые другие шаги Эстонии во внешней политике.

Позиции Эстонии в отношении «Северного потока—2» я не знаю. Происходящее трудно объяснить.

— Почему эстонский комиссар сначала говорит одно, а потом другое?

— Это именно то, что трудно объяснить. Все члены Еврокомиссии, включая Кадри Симсон, должны выполнять политические решения Евросовета. Особенно, когда речь заходит об энергобезопасности страны.

Подчеркну, что тех, кто поддерживает американские санкции, практически нет. Но единая энергополитика важнее. Иначе слова расходятся с делами. Теория — одна, а на практике получается совсем другое.

— Будет ли завершен проект «Северный поток-2»?

— Думаю, что да.

«Северный поток-2» будет завершен. В этом заинтересована Германия и ряд других стран ЕС, а юридических оснований для остановки строительства газопровода нет.

В будущем надо более серьезно относиться к принимаемым решениям. Если кто-то считает, что единая политика энергобезопасности ЕС стала неадекватной, ее надо менять. Иначе решения ЕС перестанут восприниматься серьезно.

Подробности в повторе!

Студия Postimees: какова же позиция Эстонии по «Северному потоку–2»?
Студия Postimees: какова же позиция Эстонии по «Северному потоку–2»? Фото: Remo Tõnismäe
  • Не станет ли «Северный поток-2» той границей, по которой произойдет разлом между США и ЕС?
  • Противоречат ли санкции США против европейских компаний международному праву?
  • Почему эстонский еврокомиссар Кадри Симсон (Центристская партия) сначала заявляет одно, а потом говорит другое? Какова же позиция Эстонии?
  • Кто останется на стороне США?
  • В случае поддержки американских санкций не противопоставит ли себя Эстония интересам ЕС?
Комментарии (7)
Copy
Наверх