Юлия Шандра: в гостях хорошо, а в Эстонии - лучше

Copy
Алена Суржикова и Юлия Шандра.
Алена Суржикова и Юлия Шандра. Фото: Архив Алены Суржиковой.

В преддверии премьеры документального фильма Алены Суржиковой «Анкета» - о выпускниках Ласнамяэской гимназии - мы беседуем с одной из одноклассниц режиссера Юлией Шандра: о корнях и крыльях, о школе и профессиональном пути к успеху, об Эстонии и мире.

Сегодня Юлия Шандра является генеральным директором ювелирной сети GRENARDI в Эстонии.

Юлия Шандра.
Юлия Шандра. Фото: Личный архив.

- Когда и в какой момент, на каком этапе состоялся выбор пути в мир ювелирного бизнеса?

- Скорее, ювелирный мир сам меня приобрел, позвал, принял. Еще совсем юной я сформулировала три необходимых составляющих любой работы, которую я готова выполнять. Первое – чтоб начальство было подальше. Потом уже этот пункт трансформировался в правило – обозначьте мне цель и задачи, а я любыми способами к этой цели приду. Но все эти пути – мои авторские, мои ноу хау. Второй составляющей была возможность организовывать людей, руководить командой, это уже проявлялись организаторские способности. И третье – работа должна быть связана с красотой, эстетикой или возможностью путешествовать. Туристический бизнес не манил, потому сначала работала в разных сферах.

- Тогда вернемся в самое начало: когда можно обозначить точку отсчета успешного пути?

- До первого класса, каждое лето, как и многих детей, меня остправляли к бабушке с дедушкой на Украину. Мы жили в городе, ежедневно ездили на дачу, возвращаясь только на ночь. По пути, наблюдая за окружающей жизнью, я как-то бабушке задала вопрос: «Почему у нас так много ягод, яблок и прочей зелени, а мы не продаем их на рынке? Нам же на троих этого много!». Бабушка, не раздумывая, стала убеждать меня в ненадобности и бесперспективности такого занятия – никто не будет покупать, это никому не надо, у всех все есть. Я же не отставала: мы каждый день проходим мимо рынка, там всегда много покупателей, люди постоянно покупают что-то, это кому-то надо! Я! Я хочу продавать!

Бабушка с недоумением уступила, считая мою идею блажью: выдала корзинку, помогла ее наполнить яблоками «белый налив» и отпустила, спрятавшись поодаль от облюбованного мною торгового места, что понаблюдать и постеречь меня от неприятностей. Я заняла местечко в начале рынка, среди старушек, торгующих семечками и всякими мелочами на местах, за которые не платили аренду, - уже тогда сообразила, что выгодней, - постелила газетку, сформировала красивые горочки из яблок.

В начале никакой реакции от покупателей не было, а я, шестилетняя продавщица,  стала рекламировать-зазывать, расписывая вкус и красоту моих яблок, В ответ посыпались улыбки, комплименты, и торговля пошла. Бабушка терпеливо и изумленно наблюдала, а у меня усталость подступала, домой хотелось, яблоки продавались медленно и, откуда ни возьмись, у меня родилась маркетинговая акция: я стала предлагать две горки яблок дешевле, чем одну. Бабушка была в шоке от первого успеха и моего желания заработать себе на первое сентября.

Ассортимент расширился за счет груш, крыжовника и к началу учебного года я ехала с Украины в Таллинн с полным комплектом школьных принадлежностей, портфелем. Мне понравилось получать деньги за свой труд, и так во мне впервые проявился талант предпринимателя. Дальше больше: по возвращении домой я попросила маму придумать что-то, чтобы я зарабатывала деньги. Мама не стала особо напрягаться и предложила  небольшие выплаты за работу по дому. Во мне проявилась другая черта: потребность планировать капиталовложения, и я начала копить. На первые деньги из распиленной деревянной копилки я купила маленькую швейную машинку, чтобы шить на кукол, а потом стала подумывать и о профессии модельера.

Юлия Шандра.
Юлия Шандра. Фото: Личный архив.

- Что же помешало тебе прийти к мечте?

- Эволюция этой самой мечты. Я из тех школьниц, кто «...выбрал кружок по фото, кому еще и петь охота, и кружок по рисованью, и нагрузки - по-немецки и по-русски». Я с увлечением занималась танцами в коллективе Анжелы Макаровой. Тогда еще костюмы для нас были бесплатными, за счет государства, и никаких поборов или поручений родителям не было. Мы только учились танцам и выступали. А потом все изменилось – государство, условия финансирования, и костюмы надо было заказывать, оплачивать. Однажды Анжела Станиславовна заметила мои способности к созданию собственного костюма и предложила самые простое для всего коллектива решение: принять как заказ с небольшой, но оплатой декорирование готовых костюмов, плетение венков для украинских танцев, аппликации и прочие дополнения.

Дома, в коридоре я кроила, по комнате раскладывала детали костюмов, строчила на машинке и не слышала от родителей никаких упреков. Это очень важно в детстве, спасибо им. Жизнь менялась, расширялся круг интересов, я уже увлеклась гитарой, - кстати, мы играли в первом составе «Леди Алиса», когда эта группа была при школе, - потом мы стали слушать «Нирвану», «Металлику», взяли гитару, пошли в рок-клуб в Клубе моряков. Днем танцевальная учеба на базе Клуба моряков, а вечерами в этом же клубе – гитара. Тогда меня прозвали балериной с гитарой. Постепенно менялись мечты. О профессии модельера уже не думала.

Появилась новая мечта?

Мы уже приближались к окончанию школы, насколько я помню, в гимназии в 1997-1999 годах было какое-то смутное время, учителям было не до нас: наверное, свои проблемы одолевали. От учителей много зависит во все времена. Мы, в принципе, не знали куда идти учиться, а нам внушали, мол, все равно куда и на кого, лишь бы поступить или уехать в любую страну и подальше. Не до мечтаний было... И я выбрала морскую биологию: папа моряк, анатомия и биология в семье предметы привычные, а там будь что будет. И поступила на бесплатное место.

- И морским биологом не стали! Почему?

- Снова судьба, эволюция и выбор. До студенческой жизни я уже успела устроиться на работу в первый в Таллине латиноамериканский клуб HAVANA CLUB, успела от официантки пройти путь до бармена и стать директором ресторана China White. В клубе я встретила классных людей среди коллег, которые учились в другом вузе, делились новостями, проводили вместе время и там, за барной стойкой, коллеги наперебой рассказывали мне об интересных педагогах из Петербурга, о местных учителях, лучших психологах Эстонии, увлекающих их интересными лекциями.

Атмосфера в том вузе заинтриговала, и я с середины года забрала документы из педагогического института, отправившись учиться на факультет психологии в Социально-Гуманитарный институт, причем из государственного вуза я ушла в частный, заверив родителей, что сама смогу платить за обучение. Магистранта я защитила уже в Akadeemia Nord, а потом меня пригласили еще и преподавать бизнес-психологию в Социально-гуманитарный институт.

Юлия Шандра.
Юлия Шандра. Фото: Личный архив.

- Так в ювелирный бизнес путь откуда все же начался? Как? Когда?

- Он меня сам нашел! Я закрывала один магазин, а из Латвии приехал представитель фирмы, выходящей на эстонский рынок, принимать помещение под новую аренду, и он засыпал меня вопросами про Эстонию – какие условия торговли, налоговая система, трудовые договоры.

Я передала ему помещение, ключи и говорю: "Вам консультация нужна? У меня есть время. Напишите список вопросов, я скажу сколько будет стоить мой труд, и я подготовлю все ответы".

Вот и все. Моя консультация пошла во благо - я заработала гонорар, получила предложение попробовать пройти конкурс на должность директора сети ювелирных салонов, самый сложный конкурс в моей жизни: после представления необходимых документов, CV, надо было пройти собеседование с топ-менеджером в Латвии. Все ничего, хоть и трудно, - творческое задание подготовить за два дня на английском языке о моем видении фирмы через пять лет, с моими первыми шагами к цели через пять лет, - но мне пришлось проходить виртуальный кастинг перед камерой, потому как топ-менеджер неожиданно улетел в другую страну.

А я уже заболела этой работой, чувствуя – это мое! Главное – мечтать, стремиться, не отступать. В тот же день я получила «Добро пожаловать в мир ювелирной красоты». Десять лет как один день - и до сих пор интересно. Этот мир создан из красоты - драгоценностей, красивых людей, красивых отношений, эстетики и новых знаний, а то, что начальство далеко, самостоятельный путь и путешествия, - как-то само собой складывается. Все в наших руках. Вы не представляете, как много романтических историй вокруг наших украшений, с нашим участием, наших – это я имею ввиду команду, которую я собирала тоже как драгоценности.

- Фильм «Анкета» об одноклассниках, судьбах, странах. Дороги ли тебе воспоминания?

- Меня любили родители, старались поддерживать во всем. Выбирали для меня хорошую школу: их было немного. В 12-ю школу я пришла немного позже начала учебного года, вошла в класс, а ко мне подошла девочка: «Ты новенькая? Давай дружить». Мы и дружим до сих пор, с классом атмосфера дружбы ассоциируется до сих пор. Совсем скоро я стала старостой класса из-за своей творческой активности, увлечений всеми кружками и хорошим результатам. Мы много придумывали, сами организовывали. Кстати, как-то затеяли конкурс красоты «Мистер и Мисс класса», помню Рома Довгань стал мистером: он всегда был сильным, красивым и заметным, а сегодня возглавляет охрану президента.

В нашем классе я научилась договариваться: учителей могла уговорить на пересдачу, перенос зачета - взамен на выступления на мероприятиях. А в среде одноклассников преобладала взаимовыручка: на контрольных и после уроков. Мы друг другу помогали, а с теми, кто никому не помогал, мы так и потерялись, не общаемся.

Одноклассники.
Одноклассники. Фото: Архив Алены Суржиковой.

- Зачем нужны сегодня одноклассники?

- Мы все родом из детства. Мы нужны друг другу. Например, с танцевальным коллективом люблю регулярно встречаться, делиться радостью, новостями. Нам не скучно, интересно, весело. С одноклассниками мы и не расставались. Видимся реже, но на связи всегда.

- Юля! Почему стоит не уезжать из Эстонии? Совет? Мнение?

- После окончания школы в моем окружении было много знакомых, которые уезжали по различным программам и контрактам за границу: в первую очередь, чтобы заработать некий стартовый капитал. Кто-то на обучение, кто-то жаждал романтики, хотел выучить иностранный язык, заработать. По возвращении рассказывали обо всех трудностях, тяжёлой работе, оплате счетов за границей, и небольшом остатке денег на жизнь. Но самое главное – там мы чужаки, оттуда мы мало можем поддержать родных и близких, а уровень жизни ничем не лучше, когда ты на заработках.

Бывают исключения. Но на то они и исключения, что подтверждают правила. Я на тот момент работала барменом и слушала все эти истории каждый день, поэтому изначально понимала, что хочу найти хорошую работу по душе в Эстонии. Я очень люблю Эстонию, думаю, что важно не лениться, не унывать, добиваться поставленных тобой же целей. То, что Эстония небольшая, это скорее преимущество, так как слухи о тебе как о хорошем специалисте разлетаются очень быстро и сначала ты работаешь на своё имя, а потом имя работает на тебя. В гостях хорошо, а дома лучше.

Наверх