Как сложились судьбы героев фильма «Анкета»: Сергей Трофимов

Copy
Фото: Личный архив Сергея Трофимова

Продолжаем рассказывать о героях фильма «Анкета». Это одноклассники и одноклассницы режиссера Алены Суржиковой, которые когда-то, в далекие 90-е, отвечали на детские вопросы, каким они видят свое будущее. А их настоящее, реальное будущее сложилось по-разному.

Сергей Трофимов – продюсер документального кино и телевидения, а также эксперт по закупкам, производству и дистрибуции контента, профессиональный фотограф и оператор, отец трех детей. С Аленой Суржиковой, режиссером фильма «Анкета», он знаком со школьной скамьи.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- Сергей, много лет с супругой - Аленой Суржиковой - вы работаете вместе, каждый фильм, фотовыставку и музей колясок вы делаете вместе. Кроме того, вы с Аленой одноклассники, а об одноклассниках фильм вы тоже делаете вместе. Как работается вместе столько лет?

- Мне, скорее, сложно понять, как можно по-другому. Иными словами, для меня загадка, как можно жить, воспитывать детей и делать в жизни что-то не вместе. Субъективно мне кажется, что сила долгосрочных отношений кроется в общих интересах и в личной, и в профессиональной жизни. Ну, и в короткой памяти!

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- Как все начиналось? Путь к творчеству? Друг к другу?

- Еще в школе я увлекся фотографией. В те времена в Ласнамяэской гимназии был кружок, в котором я еще застал советские проявитель, закрепитель, красную лампу для ручной печати фото, материалы, которые были просрочены. Это были первые пробы самореализации. Еще до прихода цифровой революции я на свои деньги покупал пленки и пытался понять, как снимать на фотоаппарат «Зенит». Бывало, принесешь на проявку в мастерскую пленку, а она вся засвечена.

Через несколько лет после школы произошло фундаментальное событие, которое изменило ход дальнейших событий и предопределило приход в профессию. Можно сказать, случайно я оказался в Москве на международном молодежном проекте среди молодых профессиональных коллег-журналистов ТВ и печатных СМИ, все с профессиональной или полупрофессиональной техникой, уверенные в себе. Моей растерянности хватило ровно до того мгновения, когда руководитель проекта уверенно мне дал старт: «Ты – оператор! Нужен авторский материал от тебя. Работай!».

Надо было считывать на ходу правила, на ощупь работать в профессии и стать оператором. Так случай открыл мне путь в профессию и в жизнь, появилась мотивация выучить языки – эстонский, английский. Оговорюсь, я много раз уходил и приходил в профессию оператора и фотографа: видимо, это связано с тем, что в Эстонии мало людей и мало специалистов в особенных профессиях: с одной стороны, не с кем работать, с другой стороны – мало конкурентов.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- Сергей, вы проработали в Эстонии в печатных СМИ, на ТВ - и снова случай? Я имею в вижу ваш резкий переезд в Прагу на работу на телеканал Настоящее Время (Радио Свобода).

- На любой работе, в любой ситуации я всегда отслеживаю, что происходит в  профессии на мировом уровне, где какое движение. Так увидел вакансию. Выслал резюме и прошел по конкурсу.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- Легко ли было решиться сорваться с места всей семьей, с тремя детьми, с уже выстроенного пути в чужую страну, город?

- Нелегко, но тем не менее наша семья привычна к движению: и с одним, и с двумя, и с тремя детьми до этого мы уже успели поездить по миру. Наши дети были в пятнадцати странах. Один из них был в Африке, где не был я. В разное время и в разном составе мы жили в Испании, в Сербии, В Таиланде. Где-то полгода, где-то пару месяцев. К моменту переезда в Прагу на два года мы научились быстро приспосабливаться к любым обстоятельствам.

- Прага - не исключение?

- Мы не разрывали связи с Эстонией. Алена именно в Праге укрепилась в идее развития музея. В Праге наш музей обрел тематическое направление: музей колясок. Все не случайно. Однако летать домой по два раза в месяца с пересадкой или в Варшаве, или в Риге было крайне утомительно.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- А как оно работается в чужой стране? Так же легко, как переезжать?

- Нет. Нелегко. Самое главное – это до боли знакомое чувство, что ты всех и все знаешь. Пока ты находишься здесь, среди себе подобных и родных, это не ценишь. Когда начинаешь сопереживать и пытаться участвовать в жизни своих родных, друзей и даже просто знакомых по картинкам в социальных сетях, тогда начинает казаться: что-то по жизни пошло не так. Опять же это очень индивидуально!

- Уже в Праге не появлялись ли мысли поискать место получше, в новой стране, с большими возможностями? Не хотелось ехать дальше, расти в карьере?

- И да, и нет! Я никогда не скрывал своего происхождения. Не случайно, моей дипломной работой в Таллиннском университете был проект «Музей Ласнамяэ», в рамках которого я и мои однокурсники сделали больше 50 интервью с жителями Ласнямяэ, сняли теле- и фотопроект и попытались таким образом создать актуальный портрет родного района.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- То есть хотелось устроиться не в своей стране? Подальше от Эстонии?

- Нет. Никогда. Я никогда не планировал уезжать из родной страны навсегда. В Эстонии есть задел для развития и сюда важно возвращаться, наполненным реальным опытом, умениями, связями, образованием, побывав в других странах, приехать для применения обретенного потенциала и сил.

До ситуации с вирусом я мониторил через социальные сети разные страны, в поле интереса нашего дела и семьи остались три: Узбекистан, Сингапур и Канада. Все три локации интересны с точки зрения вышеперечисленного, но уже не только для нас с супругой, но и для наших подрастающих детей.

- И все же как с тремя детьми справляться с переездами, заниматься творчеством?

- Просто жить и работать. Мне кажется, что это вопрос личной самоорганизации, приоритетов, разделение обязанностей между собой. Как-то у нас все в процессе и в диалоге. Дети привыкли. Они же наши дети и всегда с нами.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- Вернемся к фильму «Анкета» и его героям. Почему вас нет в фильме?

- Я есть. Я за кадром, я со всеми вместе. Я проживаю каждое слово и сюжет, пропуская их через себя. Этот фильм, как и большую часть творческих работ, мы с Аленой в той или иной степени делаем вместе.

- Вам дорог ваш класс?

- Безусловно. Я проучился с первого дня и до последнего именно в этом классе, как и в детстве, я чувствовал себя в среде одноклассников комфортно. Кстати, я любил ходить в школу, встречаться каждый день с одноклассниками, несмотря даже на то, что в старших классах по литературе и русскому мне было сложно, в журнале чередовались «5» и «2», а однажды я увидел в журнале класса такую странную картину: напротив фамилии Трофимов были заполнены оценками все клетки, и ни у одного человека в классе не стояло в ряд столько оценок. То есть тревожный звонок – разлюбить школу! Увы, не разлюбил и никогда не прогуливал школу, единственный раз болел месяц, остальное время ни разу не пропустил ни одного урока.

- А сейчас интересно с одноклассниками?

- Всегда. До сих пор одноклассники - лучшие друзья. Есть особенное состояние, биохимия какая-то, причем касается это не только одноклассников, это состояние необъяснимое словами: бывает не видишься долго с кем-то, а потом встречаешь, и будто не расставался. В юности я не придавал значения такому состоянию, но оно уже тогда было, а сейчас могу уже осознанно сказать, мы чувствуем друг друга, мы рады друг другу, мы нужны друг другу. Может быть, и с Аленой нас это чувство друг с другом соединило… И это нормально, что не весь класс попадает в наш круг общения, так и должно, видимо, быть.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова

- То есть фильм «Анкета» — это больше, чем фильм?

- Конечно!

- Совершенно понятна позиция о сохранении связи с родной страной. А вот  стоит ли к нам в Эстонию переезжать? Что здесь привлекательного?

- Здесь благодатная почва для развития, здесь много свободных сфер для деятельности.

- Можно ли заглянуть в будущее и сказать о Сергее Трофимове, кто он и чем занят? В чем вырос, состоялся?

- Да. Я буду заниматься всем тем же, чем занимаюсь сейчас. Хочется верить, что все то образование, которое я получал уже в осознанном возрасте, мне пригодится и хочется больше работать с внешним миром.

Фото: Личный архив Сергея Трофимова
Наверх