Кандидатам на президентских выборах в Финляндии трудно игнорировать такого соперника, как Тимо Сойни, так как лидер «Истинных финнов» влияет даже на темы дебатов. В интервью Postimees Сойни сказал, что мир не рухнет, если его не изберут президентом.
Тимо Сойни: Россия для нас важна
Специалист в области политики Киммо Грёнлунд считает, что у Пааво Вяюрюнена и Саули Ниинистё больше всех шансов стать президентом. Почему вас нет в этом списке?
Ниинистё явно пройдет во второй тур выборов. Между мной и Вяюрюненом сильные разногласия по вопросу евро. Я не знаю, почему эти так называемые специалисты сомневаются во мне, в прошлый раз (на весенних парламентских выборах 2011 года. — Ред.) они тоже не разобрались в ситуации и не верили, что мы сможем достичь такого большого успеха.
Потом я могу признать, что ошибался, но сейчас я уверен, что пройду во второй тур, поскольку 65-летний Вяюрюнен в прошлый раз даже не попал в парламент.
Вы на самом деле хотите стать президентом?
Конечно, хочу, но, будем честными, сейчас явный фаворит Саули Ниинистё. Мир не рухнет, если меня не изберут президентом. Но если появится реальная возможность стать им, то почему бы и нет. Но это непросто — Ниинистё очень сильный кандидат.
Почему ваша оценка СаулиНиинистё так отличается от других?
По-моему, это настоящее чудо. В нем нет ничего особенного или выдающегося, я бы даже сказал, наоборот. Первый раз он проиграл выборы с очень небольшим разрывом Тарье Халонен, поэтому будет справедливо, если теперь он будет вознагражден. Он честный и крепкий человек, который пережил несколько тяжелых испытаний, он потерял в автоаварии свою жену. Ниинистё — сильный лидер: он был сильным министром финансов, сильным руководителем Коалиционной партии и сильным спикером парламента.
Похоже, что людям нравятся сильные руководители, будь это Ниинистё, Маргарет Тэтчер или кто-то еще. Это естественно, что в трудные времена люди хотят именно таких руководителей. Я отлично знаю Ниинистё и, несмотря на то что мы конкуренты, считаю его очень цивилизованным человеком. Во время предвыборных дебатов он вообще не нападал на меня, а вот Пааво Липпонен постоянно это делает. Не знаю, почему я его так раздражаю.
Почему вопросам, касающимся евро и еврозоны, уделяют такое внимание в ходе предвыборной кампании, ведь в этой сфере у президента нет права голоса?
Прежде всего потому, что экономическое положение во всей еврозоне и в Европе вообще очень плохое. А также потому, что миллиарды евро финских гарантий пойдут государствам, которые попали в сложное положение. Я против этого. А вот Ниинистё, Хаависто и Липпонен выступают за предоставление помощи, Вяюрюнен поддерживал это раньше, когда был в правительстве, но теперь, когда Партии центра там нет, он выступил против спасательного пакета. Он перекрасился.
Как вы вообще оцениваете кампания этого года? Она была корректной, никого грязью не обливали?
Да, она была сравнительно корректной. Социал-демократы частично упустили свои возможности, но их представители занимали пост президента 30 лет подряд: Мауно Койвисто, Мартти Ахтисаари и теперь Тарья Халонен.
Каждому кандидату вдалбливают в голову, что если Ниинистё получит 40% (данные последнего опроса. — Ред.), то у него не останется никаких шансов на победу. И это действует, независимо от того, согласен ты с этим или нет. Я не умру, если не стану президентом. Если кому-нибудь сейчас и тяжело, так это мне — замучили вопросами о религии и ксенофобии.
Но я не ксенофоб. У меня вызывает некоторое недоумение и досаду то, что всех раздражает моя вера (Сойни — убежденный католик. — Ред.), хотя к другим, будь они лютеране, православные, язычники или еще кто-то, относятся спокойно. Вот так обстоят дела. Я говорю всегда честно и прямо о том, что думаю, поэтому одним я нравлюсь, а другим нет.
А нравитесь ли вы простым финнам?
В общих чертах да. За меня голосовало 20%. На прошлой неделе я встречался со старейшинами коммун, и почти все они сказали, что я хорошо справляюсь со своими обязанностями.
Как вы оцениваете работу Тарьи Халонен на президентском посту?
Первый президентский срок она отработала отлично. Замечательно, что Халонен нарушила табу и доказала, что женщина может занимать пост президента. Но во время второго срока чувствовалось, что она устала. За последние два года Халонен не сделала ничего особенного.
Вяюрюнен сказал, что в ЕС Финляндия находится в неправильной компании — в ней нет ни одной другой Скандинавской страны. Как вы к этому относитесь?
Да, я говорил то же самое. Все страны, которым Standard & Poor понизил рейтинг в прошлую пятницу, были странами зоны евро: Австрия, Франция, Италия и Португалия. Но не Швеция, Норвегия и Швейцария. А Эстония...
Я уже говорил, что, если стану президентом, то первым делом нанесу визит в вашу страну, я восхищаюсь вашей независимостью, но никак не могу понять, зачем вы перешли на евро. Он работает не очень хорошо, но я понимаю, что речь шла о части вашей безопасности, поскольку вы расположены рядом с Россией.
Но Финляндия — тоже сосед России.
Действительно, это так. Вы знаете это, и я знаю.
Почему во время кампании так остро встал вопрос о НАТО и почему менее 20% финнов выступают за вступление в альянс?
Это хороший вопрос, ответом служит Россия. Финская история отличается от эстонской, Эстонию насильно присоединили к СССР, поэтому сейчас НАТО является для вас гарантией безопасности. Мы же воевали с Россией, но нам удалось избежать захвата.
Каждый кандидат официально против вступления в НАТО, но я знаю, что Саули Ниинистё в душе является сторонником альянса. Я знаю это, и все знают, но никто об этом не скажет.
Если бы вы стали президентом, то продолжили бы дружественную политику в отношении России?
Да, конечно, добрые отношения с Россией для нас действительно очень важны. Я, правда, еще не знаю Владимира Путина, но и он меня еще не знает. Это хорошо, что у нас добрые отношения с восточным соседом. Нынешняя Россия лучше, чем прежний Советский Союз, и будем надеяться, что такой она и останется.
А если не останется?
Вот тогда у всех нас будут серьезные проблемы. Будем надеяться, что националистические силы в России не доберутся до власти.
Одной из главных задач президента Финляндии заключается в том, что он должен быть моральным примером для народа.
Я полностью подхожу для этой роли. Я сторонник старых добрых ценностей, люблю лошадиные бега и рок-н-ролл. Я остроумный, великий и вызывающий беспокойство. Я очень толерантный, поскольку принадлежу к католическому меньшинству. Я женат, имею двоих детей — и в этом смысле скучен.
Тимо Сойни
• Родился 30 мая 1962 года в городе Раума.
• С 1988 года убежденный католик.
• В Хельсинкском университете получил научную степень магистра политологии.
• Лидер и один из основателей партии «Истинные финны»
• На парламентских выборах 2011 года набрал 43 212 голосов.
• Свою супругу Тиину Мари пообещал представить общественности во время второго тура президентских выборов.
• Противник абортов, смертной казни и однополых браков.
• Выставлял свою кандидатуру на президентских выборах 2006 года.
Источник: PM