По распоряжению правительства в стране начало действовать ограничение на ночную торговлю алкоголем, согласно которому продавать напитки после полуночи сейчас нельзя. В противовес ограничению в барах Таллинна и других городов начали применяться JOKK-схемы (эст. juriidiliselt on kõik korrektne – "юридически все корректно"), чтобы продолжать получать ту же прибыль, пишет Postimees.
Хитрые всегда найдут способ: JOKK-схемы помогают обойти ограничение на торговлю алкоголем
С 24 сентября, пока на месяц, правительство ввело ограничение на ночную торговлю алкоголем в увеселительных заведениях, чтобы воспрепятствовать распространению Covid-19 в клубах, пабах и барах. «Идея алкогольного ограничения заключается в том, что человек может оставаться в баре. Но если он трезвый, такие ночные посиделки становятся не очень веселыми, наступает усталость и посетитель отправляется домой. Кто-то может продолжить беседу, но потом он будет помнить, с кем контактировал», - объяснила руководитель научной палаты при правительстве Ирья Лутсар.
Однако ограничение запрещает не употребление алкоголя после полуночи, а только его продажу. Таким образом, бары не должны закрываться и в них могут заходить новые посетители. Вот здесь-то предприниматели и разглядели возможность зарабатывать при помощи тех самых JOKK-схем. Подобные схемы, кроме имеющего высокий уровень заражения Таллинна, были замечены в Тарту, Пярну, Курессааре и Раквере.
Три основные схемы
Несмотря на то, что все рейды и обходы, проведенные до сих пор Таллиннской муниципальной полицией, не продемонстрировали в столице удручающей картины, все же нашлись заведения, которые пытаются обойти ночной запрет и использовать разные схемы. После работы МуПо Таллиннский департамент предпринимательства возбудил надзорные производства в отношении десяти фирм, чтобы установить обстоятельства и возможное нарушение ограничений на торговлю. Предприятиям предоставлена возможность дать объяснения и представить дополнительные доказательства, например, выписки из кассовых аппаратов. Postimees пытался выяснить названия этих предприятий, однако, сославшись на Закон об общественной информации, департамент отказался их сообщить, не став вдаваться и в детали.
В случае юридически корректных схем, по сути, никого наказать нельзя. В Таллинне МуПо заметил их применение в центре города, в районах Пыхья-Таллинн и Ласнамяэ. Но в глобальном масштабе есть три наиболее распространенные схемы, которые помогают обойти ограничение правительства.
- Компания скидок и проводящаяся до полуночи оптовая торговля: перед наступлением времени ограничения клиентов призывают пополнить свои запасы или в рамках кампании скидок продают за один раз большое количество алкоголя и остаются открытыми до раннего утра.
- Налог на пробки: на входе с клиента берут так называемый налог на пробки, что позволяет пронести в бар свой алкоголь.
- Система талонов: до полуночи на стойке клиенту продают талон, на основании которого позже он может приобрести алкогольный напиток позже.
По словам руководителя следственной и региональной работы Таллиннской Муниципальной полиции Трийн Уудевяли, пока полиция не заметила, что ограничение на торговлю алкоголем сократило в столице его потребление: «Во время двух последних выходных наши патрули были особенно внимательны и заметили, что столы заставлены спиртным, а людей в барах много. Это было главное, что бросилось им в глаза. Идея заключается в том, чтобы люди не собирались компаниями, но этот запрет воспринимается как-то иначе».
По ее словам, запрет может стать и причиной еще большего употребления, чем в обычное время: «Человек идет в бар и думает, что выпьет сегодня три бокала пива. С приближением полуночи он снова думает: может, выпить еще? И запасается». Она согласна с утверждением, что введенное правительством ограничение не достигает своих целей: «Все это трудно контролировать, а ограничение какое-то половинчатое. Если таким образом надеялись снизить заражение и сборища, то, с нашей точки зрения, цель не достигнута».
Угроза еще более жестких ограничений
По словам министра социальных дел Танеля Кийка (Центристская партия), сейчас правительство не планирует введение более жестких ограничений: «Прежде всего, это стыдно, что граждане и предприятия не чувствуют своей ответственности в нынешней сложной обстановке. Использование таких схем усугубляет потребность, риски и возможность введения более жестких ограничений».
Генеральный директор Эстонской торгово-промышленной палаты Майт Пальтс сказал, что можно было предположить, что ограничения будет сопровождаться попытками их обойти: «Общая мотивация все же заключается в том, что никто не хочет отказываться ни от клиентов, ни от дохода, и в этом плане ответ прост. С другой стороны, ситуация тоже не является черно-белой, то есть у другой стороны имеется спрос и как-то они там договариваются. При введении таких ограничений меняется поведение, что легко прогнозируемо. Обычно тем, кто вводит ограничения, это нужно это учитывать и попытаться оценить, как люди начнут поступать и как изменится ситуация».
Кийк сказал, что если беседы и привлечение внимания мухлевщиков не помогут, правительству придется обсудить введение более жестких ограничений: «В таком случае, эти ограничения станут жестче и мой дружеский совет всем находчивым предпринимателям вести себя ответственно, а не заставлять нас принимать меры».
И Лутсар согласна с министром социальных дел: «Если скупают все, и если эта мера не работает, то явно нужно придумать какие-то следующие шаги».
В качестве уравновешивающей меры Пальтс привел в пример ношение масок: «Если нельзя ограничить потребление или закрыть двери, что является самыми жесткими мерами, то нужно подумать о таком подходе, который напрямую связан с предотвращением распространения вируса. Много говорится об обязанности носить в помещениях маски. Я считаю, что в таких барах и ночных клубах, где эффективно дистанцию соблюдать невозможно, ношение масок в той или иной степени в любом случае окажется на повестке дня».
Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!