Читать эти отчеты, мягко говоря, стыдно. Именно в такие моменты ты понимаешь, что тебя как налогоплательщика держат за дурня, который должен платить и кланяться. Еще большее негодование испытываешь, когда на прямой вопрос журналистов – насколько корректно просить компенсацию за личные, а не общественные дела – отвечают: «Оценку поведению депутата даст избиратель на следующих выборах». Кажется, так снимаются любые ограничения, а демократия превращается в пир духа тех, кто наобещал и проскочил.
Понятно, что компенсация положена депутатам по закону. Как и приличная по меркам нашей гордой, но небогатой страны, зарплата. Понятно, что глупо не взять то, что само плывет в руки. Непонятно только, что чувствует человек, имеющий очень приличную зарплату и не очень большую рабочую нагрузку, когда составляет отчет и просит вернуть ему, например, 10 евро, потраченные на парковку в центре города. Даже если он припарковался по рабочим делам.
Наши же депутаты прекрасны в своих запросах. Например, традиционно поминаемый Михаил Стальнухин, который нашел способ печати и распространения своих, без сомнения, прекрасных детских книг за счет налогоплательщика. Конечно, дарить детям книжки – это полезно и высокоморально, хоть подержат в руках настоящую книгу, а не гаджет. Аморально компенсировать личные творческие порывы за счет жителей страны. Гораздо меньше вопросов возникало бы, дари Стальнухин учебники эстонского языка, которые он как эстонский филолог писал когда-то давно и, как утверждают специалисты, весьма неплохо. Это еще как-то согласовывалось бы с деятельностью депутата эстонского парламента в самом непростом с точки зрения обучения государственному языку регионе. Но создание пособий, по всей видимости, или требует больших усилий, чем написание сказки, или больше не привлекает господина Стальнухина.