Либо людей будут стимулировать вытаскивать деньги из второй ступени и перекладывать их в мошеннические компании.
– Как мошенники узнают, что люди изъяли свои деньги из фондов?
– Во II ступени находятся 760 тысяч жителей Эстонии. Можно звонить наугад и не ошибиться. Если даже кто-то деньги не вытащил, их могут стимулировать вытаскивать.
Государству нужно серьезно заранее позаботиться о противодействии подобным мошенничествам, иначе это может иметь серьезные социальные последствия.
– Люди все равно считают, что накопленные деньги пропадут или обесценятся. Что нужно сделать для того, чтобы простой человек поверил в пользу этих накоплений и оставил свои накопления во II ступени?
– Государство должно позаботиться о том, чтобы повысить инвестиционную культуру и финансовую грамотность населения. Этим надо заниматься чуть ли не с детского сада.
– Как вы оцениваете финансовую грамотность населения?
– Выше, чем в среднем по Восточной Европе, но мы отстаем по уровню от западных инвестиционных культур. Эстонии сложно рассчитывать на то, что люди, забрав деньги, решат их не тратить, а инвестировать, и при этом смогут удержать их доходность.
– Какой процент населения, получив накопления обратно, смог бы их сохранить и приумножить?
– Насколько сейчас могут пострадать те, кто крутит пенсионные деньги в фондах?
– При массовом изъятии денег фонды могут столкнуться с неприятной ситуацией. Фондам придется ликвидировать рыночные позиции, закрыть часть своих портфелей. Это может привести к большому числу продаж этих активов и кратковременному падению стоимости акций.