Середина октября. Осень в самом разгаре, листва опадает. Где-то в центре Таллинна армянин Роберт Аракелян (28) подает начальству заявление об увольнении. Он также берет перерыв в обучении в Высшей школе «Майнор» и сдает ключи ласнамяэской съемной квартиры. Все это делается для того, чтобы отправиться на родину, в охваченный войной Нагорный Карабах, пишет Postimees.
Армянин, отправившийся из Таллинна в Нагорный Карабах: «Я умею пользоваться девятью видами оружия» (22)
В последний день в Эстонии у него много дел. Прежде чем молодой человек начинает делиться своими мыслями, ему приходится открыть дверь на внезапный стук. Хозяин квартиры пришел сделать последний расчет: «50 евро и все!» Пока он подписывает документы, Роберт внимательно изучает свой телефон. Слышны выстрелы, крики – гибнут военные в форме армянской армии. Он заметно возбужден, что-то говорит на армянском языке и просит оператора сделать паузу.
«Ох, целый день смотрю такие видео», - говорит Роберт и пытается улыбнуться. Роберт – родившийся в Ереване гражданин Армении, который год назад приехал в Эстонию, чтобы вести бизнес и учиться. Но самой настоящей его страстью является видеосъемка, которой он учился в университете у себя на родине: «Так что 50:50. Чтобы пробиться в киномире, нужно уметь и снимать, и вести бизнес». Это объясняет выбор второй профессии.
На вопрос, взял ли он в вузе академический отпуск или окончательно забрал документы, он отвечает: «Я думаю, что они поймут мое решение».
Победа или смерть
Роберт говорит, что Эстония и эстонцы ему нравятся. «Один, два, три, четыре», - молодой мужчина произносит слова на эстонском языке, демонстрируя свои знания. В Эстонии он главным образом общался на русском. Он показывает клип, который снял в карьере Мяннику для своего друга DJ Darno и фильм «Монолог», который он отправлял и на кинофестиваль «Темные ночи». «Я, конечно, хочу вернуться», - говорит он.
Но в возвращении он не уверен, в чем и признается. Дело в том, что поражение в Карабахе для него не вариант: «Если мы проиграем, то это не будет, как в футболе: „Ах, мы проиграли, они были сильнее. Попробуем снова!“ Нет, если мы проиграем, мы умрем». Ход его мысли словно совпадает с последними словами государственного гимна Армении:
«Повсюду смерть одна,
Человек умирает только раз,
Но блажен тот, кто погибает
За свободу своего народа».
Восемь лет назад Роберт прошел в Армении обязательную срочную службу, и согласно воинскому билету он умеет пользоваться девятью видами оружия: «Я точно знаю, что там происходит. Я был там и в 2016 году. Воевал в Талише». Но нынешний конфликт в Карабахе намного жестче того, что происходило четыре года назад. Теперь развернулась полномасштабная война, в которой используется высокотехнологичное оружие, и конца ей не видно. «Почему я должен бояться?» - спрашивает Роберт. Его мировоззрение тотально отличается от моего – мировоззрения человека, родившегося и жившего в мирное время, и в своем энтузиазме и самоуверенности заставляет сомневаться, имеет ли вообще место мой страх перед войной.
Армения и Азербайджан воюют за Нагорный Карабах годами. Это – сложный, полный эмоций, наполненный политикой эскалированный конфликт, юридически проходящий на территории Азербайджана, большую часть которой населяют армяне.
«Почему они обстреливают наши церкви? Почему они обстреливают наши города?» - спрашивает Роберт, рассматривая опубликованные Азербайджаном кадры атак дронов на его соотечественников. На его лице видна грусть, но, смотря видео, он возбуждается. «Я испытываю ненависть», - признается Роберт.
Напрямую азербайджанцев он не обвиняет. По его словам, среди них есть и хорошие люди. Но среди них есть и те, с кем он едет воевать. Для него речь идет о защите родины: «У меня есть родина, дом и семья. Но мой дом – Армения, и это не только здание. Моя семья – армяне, и это не только мать и сестра. А Карабах – это Армения».
Прощайте, друзья
Роберт сообщил, что договорился провести прощальную встречу с друзьями в таллиннском армянском ресторане «Севан». Друг Ара Дашян – зубной врач из Таллинна. Второй друг – Гарник Егиян – дискор, который называет себя DJ Darno. Они обнимаются, заказывают традиционный армянский кофе и тихо общаются на повседневные темы.
«Мои друзья считают мое решение правильным и заслуживающим уважения», - говорит Роберт. Ара и Гарник, по его словам, тоже думали о том, чтобы отправиться воевать, но Роберт им запретил: «У Гарника скоро родится ребенок, а у Ары здесь семья». Мужчины сидят очень тихо и еще несколько часов говорят на бытовые темы.
Так наступает раннее утро 16 октября. Тот самый день. На часах начало седьмого. Из-под полосок гардин комнаты, расположенной на третьем этаже многоквартирного дома гостиничного типа, стоящего на границе центра Таллинна и района Ласнамяэ на улице Палласти, пробивается теплый желтый свет лампы.
Внутри находится Роберт, который занимается последними делами, прежде чем попрощается с 12-метровой комнатой, которая в течение года была его домом, собьет с ног эстонскую пыль и отправится воевать на родину. Сон в эту ночь пришел к нему лишь на пару часов.
Роберт берет две сумки и зонт и спускается к машине, которая в это осеннее утро отвезет его на автовокзал. Он задумчив, но на губах играет улыбка. «Встретимся после победы. Тогда отдашь мне это», - говорит он и протягивает мне зонт. Начинается путь в Ереван через Ригу, Вильнюс и Минск. В Ереване Роберт станет добровольцем. С большой долей вероятности сейчас он уже на фронте, поскольку связь с ним прервана.
Эстонские азербайджанцы: надеемся, что он вернется
Руководящие Эстонским азербайджанским культурным обществом отец и дочь считают, что эстонские СМИ до сих пор освещали происходящий в Нагорном Карабахе конфликт слишком однобоко. Чтобы не прозвучало только мнение гражданина Армении, мы попросили их просмотреть видеокадры о том, каким стал последний день в Эстонии Роберта, отправившегося на войну.
Ниязи Гаджиев ставит видео на паузу и вздыхает: «Мне горько и больно, когда я вижу, что такой молодой человек… Он – патриот, любит свой народ и хочет что-то от кого-то освободить… Но он не знает истории». Сам Гаджиев приехал в Эстонию в 1994 году как беженец.
Айдан Гаджиева добавляет, что, по ее оценке, Роберт – жертва пропаганды: «Ему дана очень поверхностная информация. Но на фронте нельзя думать о том, что вдруг противная сторона права». Айдан родилась в Эстонии.
По их словам, проблема в том, что за Армению идут воевать, прежде всего, молодые люди, которые очень плохо знают историю Нагорного Карабаха. «Они не знают ее глубоко. Они не знают, что происходило в течение 30 лет», - говорит Ниязи. Он приводит иллюстрирующий его взгляды пример: «Представьте себе, что Ида-Вирумаа объявляет, что хочет объединиться с Россией. Как должны поступить граждане Эстонии?»
По мнению азербайджанцев, Нагорный Карабах оккупирован Арменией и армяне должны оттуда уйти.
Когда Роберт на видео спрашивает, почему азербайджанцы бомбят их города и церкви, вмешивается Айдан: «Это мнение – абсолютная ложь, поскольку ни одной пули не выпустили в сторону Армении. Все происходит в Нагорном Карабахе. А это – территория Азербайджана». Она добавляет, что армяне вольны жить на своей земле. Они встревожены и тем, как армянская община маршировала на прошлой неделе по улицам Таллинна. «Если они вышли объявить мир, они должны были позвать и азербайджанскую молодежь. Это было бы символично. Но они вышли с плакатами – Армения победит. Если есть мир, то обе стороны равны. А не так, что она страна оскорбляет другую. Особенно в Эстонии, где мы ходили в те же школы и вместе работали», - говорит Айдан.
По словам Гаджиевых, важно, чтобы конфликт в Нагорном Карабахе не перешел в конфликт двух народов в Эстонии: «Нужно попытаться свести вместе обе стороны. Все хотят победить и не обязаны придерживаться единого мнения. Но это не означает, что мы не можем жить здесь спокойно». Айдан надеется, что отправившийся на войну Роберт вернется живым.
По словам Ниязи, конфликт был бы исчерпан, если бы Армения вывела свои войска из Нагорного Карабаха: «Тогда война закончилась бы».
Корни конфликта уходят на сто лет назад
- В Нагорном Карабахе уже десятки лет напряжены отношения между мусульманским Азербайджаном и главным образом христианской Арменией. Населенный преимущественно этническими армянами Нагорный Карабах в 1921 году советская власть присоединила к Азербайджану. Конфликт между азербайджанцами и армянами обострился в 1988 году.
- Когда в 1991 году Советский Союз развалился, при поддержке Еревана армяне захватили власть в Нагорном Карабахе. Это привело к войне, унесшей почти 30 000 жизней. В 1994 году Азербайджан и Армения договорились о прекращении огня, но переговоры о перемирии при посредничестве Франции, России и США провалились в 2010 году.
- Нагорный Карабах объявил о независимости, но ни одна страна мира ее не признала, и регион по-прежнему считается принадлежащим Азербайджану. Азербайджан неоднократно пытался вернуть себе территорию, Армения в свою очередь объявила о готовности в случае необходимости защищать регион вооруженными силами.
- Последнее масштабное столкновение Армении и Азербайджана произошло в июле, когда в результате перестрелок, длившихся несколько дней, погибли как минимум 17 человек. До того, за четыре дня столкновений в 2016 году погибли более 200 человек.
Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!