Рабочая смена дополняется двумя обеденными перерывами по полчаса. В один из них вы можете взять одинаковый и зачастую весьма скромный ланч за 1,80 евро, который оплачивается заводом. Да, в столовой присутствует и выбор более качественных блюд, но цены на них близки к ресторанным, так что на зарплату обычного работника особо не разгуляешься. Хотя и пишут, что в Эстонии средняя зарплата составляет около 1500 евро, на Ericsson она примерно вдвое меньше. Разумеется, в данном случае речь не идет о «белых воротничках» – инженерах и начальниках.
Еще меня позабавил обычай награждать успешных работников не премиями, а почетными грамотами и памятными значками. Непонятно, как на глобальном капиталистическом предприятии возродилась эта советская традиция? Ну что ж, роботы Maria и Rudolf тоже красочно разрисованы.
В начале года каждому работнику выдают календарь, где отмечен его график четырехдневных смен, причем он достаточно жесткий. Но мне трудно представить человека, который может четко расписать весь свой предстоящий год с точностью до дня. У каждого, кто не робот, могут случиться важные личные дела и события. Но попытка взять несколько свободных дней, даже за счет своего собственного отпуска, как правило, вызывает начальственное неудовольствие.
В октябре руководство распорядилось, чтобы все работники носили маски – что, в дополнение к униформе, сделало их еще более неотличимыми друг от друга. Хотя в специфически сухом микроклимате завода носить эту маску в течение целой смены просто физически тяжело, особенно работникам старшего возраста. Почему бы такому богатому предприятию, как Ericsson, не проводить вместо этого оперативное тестирование работников на коронавирус перед каждой сменой? Технологии этого уже разработаны, и результаты становятся известны в течение часа.