Главный герой очередного выпуска программы Kuuuurija - 46-летний Тарво, пять лет проработавший дояром на молочной ферме Nopri. После того как он ушел с этой работы, за ним остался большой долг перед бывшим работодателем, с которым работник категорически не согласен.
В долгах как в шелках: бывший работодатель требует с уволившегося работника 7000 евро (2)
Тарво - хуторянин до мозга костей: в пятилетнем возрасте воспитанный двумя деревенскими бабушками мальчик уже умел доить коров. Именно из любви к сельскому хозяйству Тарво всю жизнь зарабатывал себе на хлеб именно работой дояра.
Однажды Тарво собрался с духом и отправился на одну из самых крупных ферм. Ферма, которой он предложил свои рабочие руки, - одна из самых известных в Эстонии молочных фабрик, Nopri Talumeierei. Здесь производят вкусные молочные продукты - в частности, сыр и творожные кремы, которые хвалят по всей Эстонии.
Хутором управляет заслуженный фермер Тийт Нийло. По словам Тарво, владелец Nopri, у которого в то время было почти 200 коров, был очень рад руке помощи.
По словам Тарво, владелец хутора искал работника, который мог бы проводить три дойки в сутки, в том числе по ночам.
Поскольку каждое доение длилось пять часов, Тарво часто приходилось выходить на работу в половине третьего ночи. "Работал практически по 48 часов - если между дойками на два часа удавалось ноги вытянуть, уже хорошо", - рассказывает Тарво.
Тарво - настоящая рабочая лошадка: после долгих рабочих дней на хуторе Нопри, дома его ждало еще и личное стадо из почти тридцати голов, о которых ему также приходилось заботиться в одиночку.
Такой рабочий темп Тарво, по его собственным словам, выдерживал пять лет и восемь месяцев, после чего подорвал здоровье. За свой труд, как утверждает дояр, он получал минимальную зарплату: около 400 евро в месяц.
Но через два месяца после увольнения начальство подало на него в суд. Теперь за Тарво числятся большие долги, и если он не выплатит их, то может остаться без своего имущества.
С какого-то момента процесс доения на ферме Nopri взяли на себя современные роботы, и хотя босс предложил Тарво перейти на новую работу - научиться использовать роботов - Тарво отказался. Последний его рабочий день на хуторе Nopri был 10 августа 2018 года.
"Потом я два месяца провел дома. Я лежал и думал, что работал так долго и мне нужно получить какие-то документы. Я пошел к г-ну Нийло, и он рассказал длинную красивую историю о перспективах и спросил, что я собираюсь делать дальше. Не помню, что я ему тогда ответил, но мне под нос положили бумаги, где в конце было написано, что трудовой договор расторгнут по желанию работника", - говорит Тарво ведущей Kuuuurija Катрин Луст.
Тарво отказался подписывать этот документ. Он считает, что уходил не по своему желанию, а потому что роботы отняли у него работу.
"На следующий день я пошел в Кассу по безработице и выяснил, на каком основании был составлен документ. Там мне сказали, что на основании такой-то статьи, что вы, мол, не имеете права вставать на учет и не получите окончательного расчета. Тогда я пошел к юристу, и он сказал, что единственный вариант - Комиссия по рассмотрению трудовых споров", - продолжает рассказ дояр.
Юрист Тарво немедленно связался с представителем г-на Нийло, и Тарво на какое-то время показалось, что они как два односельчанина смогут урегулировать дело без вмешательства комиссии.
Однако, к полному шоку Тарво, через два месяца Тийт Нийло подал на него в суд. Дело в том, что, поскольку Тарво держал стадо из тридцати голов крупного рогатого скота, он попросил владельца Nopri помочь с содержанием животных.
В частности, Нийло помог Тарво своей сельскохозяйственной техникой и людьми: они обработали землю и вспахали поле. При этом Тарво утверждает, что уже заплатил Нийло за полевые работы до последнего цента. Однако Нийло придерживается другого мнения.
Долг, который суд постановил взыскать с Тарво, был передан судебному исполнителю для принудительного исполнения.
Владелец фермы Nopri говорит, что ему жаль, что своей историей Тарво разрушает дело всей его жизни, которое он выстраивал здесь, в Рыуге, фрагмент за фрагментом.
Он также утверждает, что Тарво устроился в Nopri на свою первую работу, уже будучи нетрудоспособным - неспроста это было его первое рабочее место за всю жизнь. "Норма рабочего времени не превышалась даже при работе в три смены", - уверяет Нийло, по словам которого, все это отражено в имеющихся у него графиках доения.
По словам хозяина фермы, доярам были предоставлены зоны отдыха и отдельные комнаты для ночных смен, и они соответствовали нормативам.
Наконец, владелец Nopri говорит, что во время работы на ферме Тарво получал отнюдь не минимальную заработную плату - в 2017 году, например, он получал уже 850 евро.
По словам Нийло, в течение пяти лет его ферма выполняла для Тарво различные сельскохозяйственные работы и, что особенно важно, поставляла для мясного скота Тарво все корма - сено, силос и солому. Кроме того, бывший начальник выплатил за Тарво всевозможные долги, которые тот имел в связи с содержанием животных.
"Мы пытались найти для Тарво мирный вариант прекращения трудовых отношений. К сожалению, он сам этого не допустил", - говорит фермер.
Нийло утверждает, что долг бывшего работника перед ним насчитывает порядка 7 тысяч евро. Сын Тийта Нийло Карл говорит, что они уже попрощались с этими деньгами. "Мы знаем, что не сможем получить их обратно. Но Тарво начал атаковать нас с юристами. Он сказал: если вы не спишете этот долг, то, образно говоря, мы будем продолжать упирать на то, что у меня проблема со здоровьем, и тогда вы будете платить мне всю жизнь", - говорит Нийло-младший.
На самом деле, как Тарво признал и сам, он устроился на ферму Нопри уже с 40-процентной нетрудоспособностью.
Нийло также уточняет, что из-за покрытия долгов Тарво не лишится дома, в котором живет, однако его могут лишить 0,41 га земли, на которой стоит полуразрушенный дом и хозяйственные постройки.
Тарво по-прежнему не хочет и слышать о выплате долга. Ведущей Kuuuurija Катрин Луст он сказал, что больше ему обращаться некуда.
Смотрите сюжет Kuuuurija на русском языке полностью.