Как в тюрьме: клиент дома престарелых оказался без связи с внешним миром (2)

Copy

90-летний Эвальд (имя изменено) оказался в Вильяндиском центре социального обеспечения, куда его отдали родственники, после чего долгое время друзья пожилого мужчины не могли связаться с ним, а еще через месяц он умер.

Эта история началась в июне этого года, когда группа обеспокоенных людей из Вильянди позвала на помощь съемочную группу программы Kuuuurija. 

21 мая Эвальд сообщил своим друзьям, что едет в Вийратси на двухнедельное лечение, как он сам считал, и пообещал перезвонить, когда окажется на месте. С тех пор друзья целыми днями безуспешно названивали Эвальду, но либо его телефон оказывался выключен, либо трубку не брали, а то и вовсе сбрасывали звонок.

По словам одной из руководителей Солдатского общества "Сакала", в котором состоял Эвальд, Яаники, она звонила и в сам дом призрения и в Департамент социального страхования, но ей сказали, что Эвальд якобы не умеет пользоваться мобильным телефоном.

Когда же, наконец, с ним удалось поговорить, он рассказал, что в доме социальной опеки адская жизнь, словно в лагере для военнопленных.

Друзья Эвальда выразили желание вместе со съемочной группой Kuuuurija спасти их друга из дома престарелых Вийратси. На месте их встретила женщина в маске, которая попросила оставить инвалидную коляску и другие вещи во дворе и немедленно покинуть территорию учреждения. В конце концов, удалось договориться, что группа будет ждать за воротами, а Эвальда вывезут к ним.

На вопрос ведущей Kuuuurija Катрин Луст, как у него здесь дела, Эвальд ответил: "Я в своей жизни прошел через ад, но такого, как здесь, я не видел. Это форменное издевательство. Если когда меня привезли сюда, я мог ходил с тростью или роллатором, то теперь едва могу встать. Меня держат под замком, на кровати решетка, чтобы я не мог двигаться. Это нарушение прав человека. Меня не выпускают гулять".

Катрин Луст также поговорила с сиделкой дома призрения и бывшей работницей. По словам сиделки, когда Эвальд поступил к ним, персоналу сказали, что он неадекватен и ничего не понимает, что его нельзя выпускать из постели и давать ему телефон, а также велели следить, чтобы он принимал лекарства. "Но потом я увидела, что он вполне соображает. И тогда ко мне пришло понимание, что нам по поводу многих клиентов говорят вести себя так", - сказала она в телефонном разговоре.

"Если я правильно понимаю, всё нацелено на то, чтобы по-быстрому избавиться от них. Старики находятся в глубоком стрессе, у них нет никакой связи с миром, они в замешательстве, и если им дают сильные лекарства, то лежат неподвижно. И если в итоге не возникнет гангрена или язва, человек cам загнется".

Сотрудниц дома престарелых, которая этим летом ухаживала за Эвальдом, на сегодня  больше не работает в Вийратси, а находится дома: у нее депрессия.  По ее словам, в депрессию она впала, наблюдая на работе за тем, как относятся к старикам, и теперь ей снится по ночам, как она их оттуда спасает.

"Режим лечения меняется на месте. Клиенты получают лекарства, которые приковывают их к постели. Им ставят на кровать решетки, чтобы они не могли встать с постели", - рассказала она.

Ведущая Kuuuurija отправила несколько писем в Фонд Viljandimaa Hoolekandekeskus с просьбой изложить свою версию истории Эвальда, но за два месяца никто не ответил. Катрин Луст также обратилась в Министерство социальных дел по поводу этой истории. Оттуда пришло короткое письмо, в котором сообщалось, что социальные учреждения находятся под контролем Департамента социального страхования.

"Департамент социального страхования курирует учреждения социальной защиты. В ходе надзора проверяется, соответствуют ли учреждения при предоставлении общих услуг по уходу требованиям, предусмотренным в Законе о социальном обеспечении. Также проверки в социальных учреждениях проводят Департамент здоровья, Спасательный департамент, Лекарственный департамент и канцелярия канцлера юстиции.  При проведении надзора мы используем выездные проверки и беседуем с разными сотрудниками учреждения, жителями учреждения, их родственниками, а при необходимости - и с сотрудниками местного самоуправления. При необходимости мы также привлекаем специалистов в данной области".

Проверял ли Департамент социального страхования ситуацию на месте и какова в целом была ситуация в Вийратси,  осталось неясным. 

Эта история закончилась тем, что родственники перевели Эвальда в другой дом престарелых, где он примерно через месяц после летней встречи с друзьями скончался.

Смотрите сюжет Kuuuurija на русском языке полностью.

Наверх