Культурный коп: из столичного режиссера - в следователи Ида-Вирумаа (1)

София Солдатенко
Copy
Елена мечтает облагородить уникальный район Кренгольм.
Елена мечтает облагородить уникальный район Кренгольм. Фото: Личный архив Елены Пазилиной

Филолог, тюремный охранник, сценарист, режиссер, учитель, следователь – что общего у этих профессий? Гораздо больше, чем кажется.

Накануне нашей беседы у нарвского следователя Елены Пазилиной сбылась мечта детства: она переехала на Кренгольм. «Больше года мы ждали, чтобы оформить эту квартиру, и вот этот день настал! – восторженно говорит Пазилина. – Здесь безумно красиво!»

В историческом здании бывшей тюрьмы Кренгольма этим летом она вместе с мужем открыла арт-студию, на базе которой планируется создать и киностудию. В июле они также запустили благотворительную акцию с целью поддержать Нарвский роддом. Но почему сотрудница полиции решила не только заботиться о безопасности горожан, но и развивать культурную жизнь? На это есть несколько причин.

Сочетать несочетаемое

Хотя в 2005 году за плечами тогда еще 19-летней Елены были стрелковая школа и интерес к профессии полицейского, любовь к семиотике взяла вверх. «Я хотела изучать семиотику, но не прошла на бесплатное обучение и в результате выбрала отделение русской филологии, продолжающее традиции лотмановской школы».

Учебу она совмещала с не самой типичной для филолога работой – охранником в наркоотделении Тартуской тюрьмы. «В работе сотрудника тюрьмы можно выделить две ключевые задачи: обеспечивать безопасность непосредственно самих заключенных, чтобы они не навредили ни себе, ни окружающим, и помогать осужденным вернуться на законопослушный путь, чтобы потом на свободе они могли стать достойными членами общества. К счастью, в современной тюрьме есть для этого все возможности: от получения образования до устройства на работу».

Елена прошла курс обучения на тюремного чиновника, но все-таки не видела своего будущего в тюремной системе: «Решила, что свой вклад я уже внесла и могу двигаться дальше».

После окончания Тартуского университета она переехала в Таллинн и поступила в магистратуру на киноотделение Балтийской школы кино и медиа (BFM). Так Елена стала изучать сценарное мастерство. В качестве очередного учебного задания она написала сценарий, но поскольку другой режиссер не нашел ему применения, доработала его и решила экранизировать собственными силами. «В создании фильма меня поддержали мои однокурсники, а также преподаватель и продюсер Пирет Тиббо-Худгинс. В съемках была задействована техника киношколы, помог и Allfilm». Так Пазилина дебютировала в качестве режиссера с фильмом «Выстрел» (Lask).

Роковой поворот

К сожалению, фильм сыграл роковую роль в ее дальнейшей судьбе. «Из-за него у меня начался конфликт с заведующим кафедрой. Подготовка к съемкам велась полгода, и все это время никто не высказывался против, в том числе и он, но по неизвестной мне до сих пор причине перед самыми съемками он хотел запретить другим студентам ехать на площадку, говорил, что это нарушает учебный процесс».

На протяжении всего постпродакшна фильма конфликт продолжался: Пазилина пыталась убедить преподавателя, что ничего страшного не произошло и она просто сняла короткометражный фильм, а он постоянно подчеркивал, что она сценарист, а не режиссер и ее амбиции никому не нужны. Елена тяжело переживала случившееся, но все равно прошла всю университетскую программу. «Но в 2011 году меня ждал сильнейший удар – меня завалили на защите диплома, поставили F. Безусловно, ключевую роль в таком результате сыграл тот конфликт. Были люди, которые звонили мне потом и говорили, что это несправедливо, но никто на мою защиту не встал и ничего сделать не смог».

«Для меня культура и безопасность тесно слились, я не вижу для себя одного без другого»

Нарвский следователь, владелица арт-студии Елена Пазилина

Спустя почти десять лет Елена говорит, что не затаила обиду: «Я уважаю его, он действительно много дал BFM, он был отличным преподавателем и выпустил много звезд кинематографа, но, к сожалению, со мной приключилась такая грустная история. Я до сих пор не была на его могиле, однако хочу приехать и положить цветы. Я изначально не держала на него зла, мне было очень жаль, что все так сложилось и я не смогла найти нужных слов, чтобы объясниться и как-то себя оправдать. У меня на тот момент действительно не было амбиций стать режиссером, я просто посчитала, что мой сценарий достоин экранизации».

В 2014 году она все-таки получила диплом магистра искусств в области кино и медиа. «У меня не было ни долгов, ни претензий со стороны других преподавателей, поэтому я решилась написать на кафедру, а в ответ получила приглашение на защиту. Написала новую дипломную работу по фильму "Выстрел" и успешно защитилась».

Но тогда, в 2011 году, она решила уйти из эстонского кинематографа, по крайней мере на какое-то время, и переехала с мужем сначала в Финляндию, а потом в Швецию. «В тот период из-за болезни отца я часто приезжала в Нарву, поэтому успела поработать и в Солдинаской гимназии учителем современного искусства. В 2013 собиралась поступать в Лондонскую киношколу, но узнала, что папе осталось жить недолго, поэтому вернулась в Нарву окончательно».

Во имя безопасности

После возвращения в родной город она вспомнила о своем прежнем интересе к правоохранительным органам и подала документы в Нарвское отделение полиции. Поскольку у нее было высшее образование, нужно было только пройти дополнительное обучение в Академии МВД. Так Пазилина сначала стала следователем в группе по расследованию имущественных преступлений, а потом перевелась в отдел по борьбе с преступлениями против личности.

Фото: Личный архив Елены Пазилиной

По ее словам, среднестатистический рабочий день следователя проходит на допросах, но опасности погрязнуть в рутине нет: «Во время дежурства следователь может столкнуться с широким спектром преступлений: семейное насилие, кражи, мошенничество, аварии с летальными исходами и т.д. Каждый эпизод – это отдельная история, поэтому всегда нужно быть собранным и помнить, что от результата твоей работы напрямую зависят судьбы людей».

Она отмечает, что следователь – процессуально независимое лицо, его задача –  собирать доказательства и основываться только на фактах. «Конечно, нельзя принимать за чистую монету все, что тебе преподносят. У меня, например, были случаи, когда по результатам моей работы возбуждали дела о даче ложных показаний самими потерпевшими».

Самое сложное в работе следователя, по ее мнению, – заставить себя мыслить нестандартно. «Если мы говорим о серьезном преступлении и нужно найти как можно больше доказательств, нельзя позволить себе мыслить расхожими клише, иначе можно упустить важную деталь или улику. Поэтому так важно тренировать навык нестандартного мышления».

Как попасть на работу в полицию

Поступить на службу в Департамент полиции и погранохраны на базе высшего образования можно и не имея специального полицейского образования - в таком случае кандидаты проходят дополнительное обучение, в ходе которого они получают необходимые знания. Целью является предложить возможность людям, имеющим высшее образования, реализовать себя в сфере внутренней безопасности Эстонии и внести свой вклад в безопасность страны.

Департамент полиции и погранохраны оценивает в ходе процесса личностные качества человека, его ценности, то, насколько подходит предыдущий опыт человека для работы в полиции и то, имеет ли человек необходимые знания. С 2017 года программа длится примерно 18 недель, в ходе которой сотрудники, которые приступают на службу в качестве следователя, получают необходимые знания о защите порядка, самозащите, использовании огнестрельного оружия, процессе делопроизводства и пр.

Проходящие сейчас конкурсы можно посмотреть здесь.

Будущее за креативной экономикой

Если в роли следователя Елена обеспечивает безопасность города, то как владелица арт-студии она надеется поспособствовать развитию креативной экономики. «Для меня культура и безопасность тесно слились, я не вижу для себя одного без другого. Я полицейский до мозга костей, это мое призвание, но как предприниматель я хочу внести свою маленькую лепту в облагораживание современного Кренгольма. Например, у меня большие планы на подвал в историческом здании тюрьмы. После ремонта там можно будет проводить арт-проекты, атмосферные киномероприятия, первое планируется посвятить Тарковскому. Конечная моя цель – съемки фильма и появление в Нарве киностудии».

Елена уверена, что каждому по силам сделать окружающий мир чуточку лучше, с этой целью она решила поддержать благотворительной акцией Нарвский роддом, поскольку над небольшими родильными отделениями всегда висит угроза закрытия. «Оба моих ребенка появились на свет в Нарвском роддоме, поэтому я решила поддержать наших прекрасных специалистов: все лето нарвские роженицы получали от нас букетики цветов, а сейчас мы дарим им символ нашей студии – оформленный цветок хлопка. Это небольшой вклад, но он от чистого сердца».

В рамках благотворительного проекта нарвским роженицам вручают символом арт-студии - оформленный цветок хлопка. 
В рамках благотворительного проекта нарвским роженицам вручают символом арт-студии - оформленный цветок хлопка. Фото: Личный архив Елены Пазилиной

Пазилина уверена, что необходимо больше развивать креативную экономику и заниматься воспитанием высококультурного будущего поколения, тогда будут рождаться уникальные идеи и предприятия, создаваться свои Nokia. Она в этом направлении уже двигается. «Мы развиваемся в своем темпе, но я надеюсь, что наша арт-студия станет трамплином для всех местных творческих людей».

А к ноябрю подарки нарвским роженицам стали более разнообразными. 
А к ноябрю подарки нарвским роженицам стали более разнообразными. Фото: Личный архив Елены Пазилиной

Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!

Комментарии (1)
Copy
Наверх