Эстония с гордостью считает себя страной болот - когда-то они составляли пятую часть территории Эстонии. К сожалению, действующие болота, где растет торфяной мох и откладывается торф, сейчас составляют только шесть процентов площади Эстонии, и это правда. Остальные болота были осушены и культивированы, так что их уже нельзя назвать действующими болотами.
Эстонские болота – биологическое богатство
В то же время болота играют в нашей экосистеме жизненно важную роль. Болота важны как для биоразнообразия, так и для управления водными ресурсами, включая предотвращение наводнений и сохранение чистой воды. Кроме того, торфяные болота влияют на глобальный климат. Естественные болота улавливают углекислый газ, а вот осушение ухудшает эту способность, поэтому высохшие болота перестают быть поглотителем углерода, а становятся его источником.
В Эстонии осушенные торфяники являются одним из основных источников выброса парниковых газов после сланцевой промышленности. Поэтому восстановление естественного состояния заболоченных земель, поврежденных дренажем, также важно с учетом изменения климата.
Работа над ошибками
«Оздоровив болота и восстановив водный режим, мы исправим сделанные человеком ошибки и сохраним одно из самых древних биосообществ Эстонии - болота», - сказал Хердис Фридолин, советник отдела охраны природы Министерства окружающей среды. По его словам, эстонские болота являются важнейшей естественной средой обитания из имеющихся в ЕС.
Во многих странах Европы (Нидерланды, Дания, Великобритания, Германия и др.) большая часть болот уничтожена. В Эстонии до сих пор сохранились разнообразные болотные ландшафты и типичные болотные луга.
Выработанные и заброшенные торфяники представляют собой проблемный ландшафт, потому что они выделяют минерализованный углекислый газ, который тысячелетиями откладывался в торфе. Кроме того, такие торфяные поля легко воспламеняются, так как температура на поверхности горючего торфа в летние месяцы поднимается почти до 70 градусов.
«Это показывает простой пример 2010 года, когда под Москвой горели заброшенные месторождения торфа, дым от которых в то время доходил даже до Эстонии, - сказал Каупо Кохв, руководитель отдела охраны природы RMK. - Этим летом в Москве от различных респираторных заболеваний умерло около 50 тысяч человек. Наши более крупные города, включая Таллинн, также окружены осушенными и выработанными торфяниками. После той катастрофы россияне за несколько лет восстановили все бывшие болота вокруг Москвы».
Болота выживают с помощью людей
Поскольку болота являются одной из важнейших экосистем Эстонии, влияющих на климат, около десяти лет назад к оздоровлению болот и восстановлению водного режима начали относиться более серьезно.
В 2010 году в Программе развития охраны природы была поставлена цель восстановления переходных и низинных болотных сообществ, поврежденных дренажем, на площади не менее 10 000 га. Кроме того, была поставлена цель реанимировать 1 000 гектаров бывших торфяных разработок, которые были выработаны и заброшены во времена ЭССР. Поставленная тогда задача выполнена: к концу этого года общая площадь восстановленных болот и остаточных болот уже превысит 12 500 га.
Каупо Кохв добавил, что он хотел бы в данном случае использовать термин «восстановление» вместо слова «оздоровление», так как люди должны создавать предпосылки для процесса восстановления болот, будь то закрытие старых дренажных канав или посев спор торфяного мха. Затем природа сама позаботится о себе.
Как только человек окажет необходимую помощь, болота смогут достаточно хорошо восстанвиться. Птицы быстро возвращаются в выздоровевшие болота, а через несколько лет начнет расти торфяной мох. Медленнее всего восстанавливается ландшафт: примерно через десять лет болото должно стать похожим на природное.
Однако, сколько времени потребуется для восстановления функциональности болота, чтобы торф вновь начал образовываться, зависит от типа и положения болота. Пока прогнозы делать невозможно, так как для выводов еще слишком мало опыта.
Чтобы найти лучшие методы оздоровления болот, защитники природы тесно сотрудничают с исследователями из Тартуского и Таллиннского университетов. Цель - максимально эффективно восстановить болота даже там, где ведется активная добыча торфа. В настоящее время в Эстонии 20 000 гектаров болот, на которые выдано разрешение на добычу полезных ископаемых. Добавьте к этому 9 000 гектаров заброшенных бывших торфяных выработок и не менее 90 000 гектаров болот, поврежденных лесным и сельскохозяйственным дренажем, находящихся в природоохранных зонах, и станет ясно, что предстоит еще много работы.
Работы по восстановлению болот поддерживаются Фондом сплочения Европейского Союза и структурной мерой поддержки периода 2014-2020 годов «Сохранение и восстановление охраняемых видов и местообитаний».