Пандемия ускорила такое движение экономики, которое и без нее усиливало неравенство и рвало ткань социума.
Финансиализация (форма функционирования экономики, характеризующаяся преобладанием финансовых сделок в общей структуре внутренних, а особенно международных отношений, и подчинением реального сектора экономики финансовому) приводит к тому, что дохода одного человека уже совершенно недостаточно для содержания семьи. Развитие технологий, программ, ИИ и автоматизации снижает зарплаты и уничтожает рабочие места во множестве отраслей. Угроза полного разрушения общества заставляет осознать, что меры, принятые в ответ на пандемию, были не просто панической реакцией, а началом новой эпохи безусловного базового дохода (ББД).
Устранение лишних рабочих мест и переход на работу из дома, ставший более привычным из-за COVID-19, приближает загруженность городских офисов к нулю. Стремительно падают цены на коммерческую недвижимость, в том числе и на площади, занятые магазинами и ресторанами, которые ранее обслуживали офисных работников.
Введение ББД меняет также отношение к роли работы в жизни, так что многие молодые люди остаются жить там, где выросли. Тем временем и профессионалы, и малоквалифицированные работники в больших городах начинают увольняться, потому что предложение на рынке труда падает, а с ним и качество жизни; тесные квартиры в криминализованных районах теряют привлекательность.
Фонд гражданских технологий как следствие технологического прорыва
Победное шествие высоких технологий при поддержке принципов свободного рынка уже подрывает общественный договор; коронавирусная инфекция только ускорила эти тенденции. Если мы хотим избежать усиления несправедливости, политических конфликтов, массовых беспорядков и системных угроз, в 2021 году и далее нашему обществу придется найти новый путь экономической политики.