О письме экс-главы ЮКОСа, чьи активы были национализированы и позже перешли к "Роснефти", Путин впервые рассказал 19 декабря 2013 года на ежегодной пресс-конференции. "У него больна мать, и я считаю, что можно принять решение, и в ближайшее время будет подписан указ о его помиловании", - говорил тогда президент России.
Что ответил Ходорковский
Ходорковский говорит, что новое заявление Путина не соответсвует действительности.
"Ни прямого, ни косвенного признания вины не было. Владимир Путин или действительно не помнит, что я отказался от помилования с признанием вины, или умышленно вводит в заблуждение", - заявил он изданию "МБХ медиа" (которое было основано самим Ходорковским).
"Я благодарен ему, что он дал мне возможность попрощаться с мамой, и не в претензии, если это возрастная забывчивость", - сказал Ходорковский. Об этом же он позже написал в "Твиттере".
В интервью журналу The New Times, которое Ходорковский давал в Берлине в декабре 2013 года, он так описывал ситуацию: "Мне мои адвокаты передали, что решение о помиловании может быть принято и что сейчас ситуация несколько изменилась. И условия признания вины передо мной не ставят".
"Для меня это [признание вины] было абсолютно не критично, так же как суд был постановочным, и все это прекрасно понимали. Так же как и в ответ на одну липовую бумажку написать другую липовую бумажку для меня абсолютно никакого морального дискомфорта не представляло", - говорил Ходорковский.
Путин на встрече с правозащитниками в четверг затронул еще несколько резонансных тем - в частности, ответил на вопрос об аресте журналиста Ивана Сафронова, которого обвиняют в госизмене. При этом он сказал, что Сафронова "осудили", хотя суда еще не было. Кроме того, президент России заявил, что журналиста привлекают к ответственности за период работы в качестве советника главы "Роскомоса". Слова призидента России сразу же опровергли как пресс-служба "Роскосмоса", так и защита Сафронова.