Опасения, что коронакризис, который заставляет людей больше времени проводить дома, повлечет за собой рост домашнего насилия, к счастью, не оправдались. Однако усилилась связанная с насилием жестокость, пишет Postimees.
Семейного насилия больше не стало, но оно стало более жестоким
«Что в этом году увеличилось, так это число тяжелых случаев и убийств, - отметила координатор по вопросам насилия в близких отношениях Департамента полиции и погранохраны Кати Арумяэ. - Если в прошлом году от рук близких погибли пять человек, то в этом году погибших в три раза больше — 14 человек. Мы не можем утверждать, что этот рост обусловлен коронакризисом, но это, безусловно, вызывающий обеспокоенность рост. Особенно, если учесть, что в Эстонии число убийств год от года сокращалось».
В этом году полиции 15 500 раз сообщали о семейном насилии, а это примерно столько же, сколько и в прошлом году. Арумяэ признала, что количество случаев насилия, зарегистрированных в полиции, во время коронакризиса не увеличилось.
«По сравнению с прошлым годом мы находимся на прежнем уровне. В плане роста числа случаев мы опасались, что поскольку люди больше находятся дома, то уменьшится оповещение о насилии в близких отношениях. На это указывает опыт других стран. А если этот так, значит, этот вид преступлений все больше остается в четырех стенах, поскольку люди находятся дома вместе и у них не возникает возможности сообщить о происходящем. Поэтому это даже хорошо, что число случаев насилия в полицейской статистике не уменьшилось», - сказала Арумяэ.
По словам государственного прокурора Карин Тальвисте, в последние годы о семейном насилии начали сообщать в полицию несколько чаще. За ростом, предположительно, стоит более частое обращение в правоохранительные органы, а не рост самого насилия.
Не все случаи, о которых сообщают полиции, являются преступлениями, но это такие ситуации, при которых вмешательство правоохранительных органов может предотвратить возможное насилие в будущем. Так было и в этом году, но это нельзя связывать ни с коронакризисом, ни с чрезвычайным положением.
«Чрезвычайное положение не уменьшило и доступность помощи: все услуги, в том числе вмешательство полиции, работали во время карантина, как обычно», - объяснила Тальвисте.
В то же время, по словам прокурора, коронакризис вызвал новую проблему: как расследовать такие случаи электронным способом? В большинстве случаев это работало лучшим образом, расследования, получающие быстрое решение, продолжают использовать.
Новые методы
Тальвисте привела в пример случай, когда из-за чрезвычайного положения не было возможности организовать прямое общение в рамках договорного производства, поскольку подозреваемый находился в Финляндии. В тот момент перемещение между Эстонией и Финляндией было остановлено. Прокурор организовал видеомост: он находился у себя дома, адвокат в своей конторе, а подозреваемый в Финляндии. Так удалось напрямую обговорить данный вопрос. После заключения устного договора, прокурор подписал его дигитально, затем подписи поставили защитник и подозреваемый.
«В тот же день прокурор смог отправить дело в суд. Это тоже сделали дигитально. Все это уменьшило риск заражения и ускорило процесс. Почти весь процесс, от начала следствия до вступления приговора в силу, уложился во время чрезвычайного положения», - рассказала Тальвисте.
Прокуроры, по ее словам, организовали дело так, что находящийся под арестом подозреваемый подписывал соглашение в тюрьме, прокурор и защитник подписывали отсканированный документ в прокуратуре и передавали его в суд. Так дело решается быстрее, а опасность заражения сводится к минимуму.
Опасен каждый от 30 до 50 лет
По оценке Тальвисте, по сравнению с прошлым годом число переданных в суд дел не изменилось: «Семейное насилие в Эстонии — это насилие в отношении женщин. В прошлом году 85 процентов насилия совершили мужчины, а 81 процент потерпевших — женщины».
По словам координатора по вопросам насилия в близких отношениях Департамента полиции и погранохраны Кати Арумяэ, в 2020 году почерк насилия не изменился: «И в этом году агрессию больше проявляли мужчины, а жертвами становились женщины».
По-прежнему много случаев насилия связаны с алкоголем: «В более, чем 80 процентах случаев одна или обе стороны находились в состоянии алкогольного опьянения». Средний возраст агрессора и жертвы — 30-49 лет.
Пожилые жертвы скрыты
Жертвой семейного насилия в каждом десятом дошедшем до полиции случае является пожилой человек. По словам Арумяэ, вызывает беспокойство тот факт, что пожилые люди не торопятся сообщать о происходящем в доме насилии: «Заявить в полицию на своего ребенка, пусть даже и совершеннолетнего, может быть крайне тяжело. Даже если он дерется, постоянно пьет и требует денег на очередную бутылку». Она добавила, что по той же причине пожилым жертвам насилия может быть сложно принять помощь: «Я все же призываю рассказать о своих бедах хоть кому-то, поскольку само собой насилие не прекратится».
Дети не остаются в стороне
По словам Арумяэ, треть случаев насилия связана с детьми: они либо становятся свидетелями происходящего, либо насилие применяется в отношении них.
Прокурор Катри Тальвисте отметила, что в этой статистике в последние годы ничего особо не изменилось, и движение происходит в пределах пары процентов.
«Отделение ребенка от семьи становится предметом обсуждения, прежде всего, в случае, если родитель систематически применяет насилие по отношению к несовершеннолетнему и нет другого родителя или близкого родственника, который мог бы забрать ребенка к себе», - объяснила Тальвисте.
Координатор Кати Арумяэ согласилась, что приют является крайней мерой и все зависит от того, в состоянии ли второй родитель позаботиться о ребенке: «Однако бывают крайне печальные случаи, когда жертву агрессора нужно доставлять в больницу. В таком случае ребенка нужно обеспечить безопасным местом жительства, где он сможет находиться. К счастью, это все же исключения».
Само по себе насилие не прекращается, а без вмешательства извне становится только более частым и жестоким. Поэтому полиция ежедневно сотрудничает с партнерами, чтобы насилия стало меньше — полиция, помощь жертвам, прокуратура, опорные центры для женщин находятся от жертв на расстоянии одного телефонного звонка. Опыт прежних лет показал, что во время праздников насилие в кругу семьи растет.
«Особенно сейчас, когда люди больше находятся дома, крайне важно обращать внимание на то, что происходит рядом. Мы просим, если люди слышат или видят, что у соседей кому-то угрожает опасность, кто-то нуждается в помощи, позвоните по номеру 112. Это может спасти чью-то жизнь», - призывает Арумяэ.
Насилие в близких отношениях
Сообщения в полицию этого года
- Отец угрожает 15-летнему сыну топором.
- 57-летний сын таскает мать за волосы, заворачивает ее в одеяло и пытается задушить.
- Из больницы сообщают о женщине с переломами ребер. Сын так ее толкнул, что мать упала.
- Пьяный сын требует у матери, чтобы она отдала пенсию.
- Пьяная дочь выбрасывает из холодильника 94-летней матери продукты и мучает ее. Дочь о ней, конечно, заботится, но слишком много пьет.
- Мужчина бьет жену кулаками и душит совершеннолетнюю дочь.
- Один брат угрожает другому оружием, стреляет в воздух и говорит, что если через 10 минут брат не уйдет, то он всех убьет.
- Пьяная агрессивная женщина бьет мужа по лицу.
- Мужчина угрожает ножом: говорит жене и приемной дочери, что сначала убьет их, а потом себя.
- Мужчина приставляет нож к горлу жены.
- Во время пьянки мужчина угрожает убить себя, повеситься и бьет жену руками по лицу, женщина угрожает мужчине ударить его ножом и покончить с собой.
- Заявительница сообщает, что муж пьяный и не дает ей спать.
- Соседи слышат, что женщина зовет на помощь. Кто-то угрожает кого-то убить, мужчина напал на женщину и таскает ее за волосы.
- Женщина постоянно скандалит с бывшим мужем, с которым развелась около года назад. Бывший муж шлет электронные письма с угрозами, приходит к дверям бывшей жены, отправляет цветы, забирается на балкон, приходит к ней на работу, следит за ней.
Агрессор
- Полиция получает около 30 вызовов в день, связанных с насилием в близких отношениях, во время праздников количество вызовов удваивается.
- В этом году больше всего таких вызовов было зарегистрировано в январе.
- В трети случаев свидетелем или жертвой домашнего насилия становится ребенок.
- Чаще всего жертвой домашнего насилия становится 30-49-летняя женщина со средним образованием.
- Чаще всего агрессором становится 30-49-летний мужчина, имеющий основное или среднее (специальное) образование.
- Чаще всего агрессор находится в состоянии опьянения.
Источник: полиция.
Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!