Фаворит Ниинистё и любимчик Хаависто

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Maртти Пуукко,
финский писатель и до­кументалист
Maртти Пуукко, финский писатель и до­кументалист Фото: Pm

Результаты первого тура означают конец Финляндии эпохи Кекконена. Читая газетные заголовки, кажется, будто Саули Ниинистё в первом туре выборов постигло поражение, хотя избиратели отдали ему значительное предпочтение, пишет колумнист Марти Пуукко.

Первый тур нынешних президентских выборов обозначил для Финляндии завершение одного периода. Могло быть и хуже, если использовать слова из названия книги восхищающегося Урхо Кекконеном кандидата в президенты от Центристской партии Пааво Вяюрюнена (в первом туре Вяюрюнен набрал 17,5 процента  голосов и оказался третьим).

После ухода Кекконена с поста президента в 1982 году в Финляндии начался 30-летний период, когда президентами становились социал-демократы. Теперь период президентства социал-демократов подошел к концу. 6,7 процента голосов, которые набрал в ходе голосования Пааво Липпонен, являются исторически незначительным результатом.

После завершения эпохи Кекконена Финляндия шаг за шагом двигалась по направлению нормального европейского парламентаризма. Вместе с тем в Финляндии пост президента по-прежнему остается более существенным и значимым, нежели в большинстве стран Европы.

Теперь во втором туре выборов президента Финляндии 5 февраля борьбу поведут кандидат от коалиционной партии Саули Ниинистё (37 процентов голосов в первом туре) и представитель «зеленых» Пекка Хаависто (18,8 процента голосов в первом туре).

Оба прошедших во второй тур кандидата явно поддерживают евро и Европейский Союз. Никто из них не является поборником Кекконена и его политики.

63-летний Ниинистё заявил о себе в государственной политике еще в 1987 году, как и его оказавшийся на десятилетие моложе соперник Пекка Хаависто, сумевший показать на удивление высокий результат. Хаависто спокойный и прекрасный оратор.

Особенно хорошо он проявил себя на телевидении. Но это объяснение не единственное. За его успехом парадоксальным образом может стоять триумф «Истинных финнов» на минувших парламентских выборах.

Хаависто — открытый гомосексуалист и официально состоит в партнерских отношениях с родившимся в Эквадоре мужчиной. После прошлогодних парламентских выборов Финляндия стала объектом многочисленных негативных отзывов со стороны международных СМИ, принявшихся демонизировать Финляндию и Истинных финнов, часто некомпетентно и несправедливо.

Открытая страна
Обычно считается, что мы, финны, очень беспокоимся о том, что другие думают по поводу нас. Иллюстрацией этого является старый добрый анекдот. Американец, немец и финн отправились в Африку на сафари и увидели слона.

Американец сразу же прикидывает, сколько денег можно выручить за бивни этого слона, немец быстро высчитывает, сколько жареных колбасок можно из этого слона изготовить. А финн размышляет о том, что этот слон может о нем подумать.

Иной раз мне действительно кажется, будто финны на полном серьезе полагают, что иностранцам больше нечего делать, кроме как с утра до вечера размышлять о Финляндии и финнах.

Может быть, действительно получилось так, что голосуя за Хаависто, финны хотели продемонстрировать всему миру, что Финляндия все-таки страна толерантная и открытая.
Саули Ниинистё идет на второй тур выборов в качестве явного фаворита.

Поскольку в поддержку Хаависто выступило множество известных деятелей общественной жизни и влиятельных СМИ, то ясно, что во втором туре налицо попытка всеми силами создать следующую картину: любимый народом Давид выступит против Голиафа.

Кандидат в президенты от «зеленых» 53-летний Пекка Хаависто начал заниматься политикой еще в молодости, поначалу работая редактором в поддерживающих «зеленых» газетных изданиях. Народный депутат Хаависто был председателем партии «зеленых» (1993-1995) и министром окружающей среды (1995-1999). В период 1999-2007 Хаависто состоял на службе ЮНЕП — программе ООН по окружающей среде.

Если бы Хаависто стал президентом Финляндии, он оказался бы первым в мире прошедшим альтернативную службу деятелем, ставшим верховным главнокомандующим вооруженных сил.
«Сделаем из Финляндии самую толерантную страну в мире, превратим толерантность в государственный товарный знак Финляндии», — заявляют сейчас самые ярые сторонники Хаависто и СМИ рьяно агитируют за Хаависто.

Именно Хаависто было посвящено намного больше газетных заголовков, хотя Саули Ниинистё и набрал вдвое больше голосов. Можно твердо утверждать, что Ниинистё никак не является фаворитом финских СМИ.

В более широком плане итоги первого тура президентских выборов означают прощание с Финляндией эпохи Кекконена.

Первый раз я голосовал на президентских выборах в 1978 году. Тогда мой голос был отдан за изгнанного из партии социал-демократов соперника Кескконена кандидата от Конституционной народной партии Ахти М. Салонена, набравшего тогда менее 3,5 процента голосов. Победителем предвыборной гонки с большим отрывом тогда стал Урхо Кекконен, который набрал 82 процента голосов выборщиков.

slkdjflkdsjföl
Уже в возрасте 15 лет я решил, что когда получу право голосовать на президентских выборах, я никогда не отдам своего голоса Кекконену, срок пребывания которого на посту главы государства в  1973 году был с помощью внеочередного закона Эдускунта продлен вплоть до 1978 года. Подоплекой этого стало нежелание Кекконена позволить народу оценить его в ходе выборов, которые должны были состояться в 1974 году.

Близкий к Кекконену его соратник и известный в мире дипломат Макс Якобсон рассказывал, что после выборов 1968 года Кекконен заявил, что он «чертовски разочарован и удручен», поскольку получил из 300 голосов выборщиков всего 201. В 1968 году Кекконен, как известно, был переизбран президентом в первом туре, однако, это ничуть не сгладило его разочарования и досаду. Надо полагать, это уже само по себе кое-что говорит о личности Кекконена и о том, какой была жизнь в Финляндии в те времена.

В 1978 году уже все партии от консерваторов до коммунистов стояли за спиной Кекконена «в качестве гарантов добрых отношений с СССР». В конце 1970-х выступавших против Кекконена кандидатов считали правыми радикалами антисоветчиками.

С большим удивлением я обнаружил, что многие финны и сейчас думают именно так. Несколько недель назад я сидел за чашкой кофе с одним из своих коллег- журналистов. Когда я рассказал ему о том, как проголосовал в 1978 году, он выразил по этому поводу истинное удивление.

Кекконен, чьи полномочия по сути ограничивал только заключенный в 1948 году договор с Советским Союзом, вступил в очень тесные отношения с сотрудниками КГБ из посольства Советского Союза. Во время его долгого президентства, затянувшегося на 25 лет, стало принято, чтобы все ведущие политики Финляндии имели личные тесные контакты с офицерами КГБ, у которых финны спрашивали совета даже по внутриполитическим вопросам.

Согласно популярному анекдоту тех лет, Финляндия была самым нейтральным государством в мире, поскольку она не вмешивалась даже в свои собственные внутренние дела.
Разумеется, задним числом многие финны отмечали, что с Советами велась своя особо хитрая игра, благодаря которой независимость Финляндии сохранилась.

Мне кажется, что это запоздалое объяснение тогдашнему положению вещей, которое не выдерживает критического анализа. Даже сам Кекконен вел переговоры с представителями СССР, оставив за дверью своего переводчика.

И хотя в некоторых преклоняющихся перед Кекконеном кругах он имеет репутацию личности, обладавшей почти сверхъестественными способностями, Финляндия Кекконена была по отношению к Советскому Союзу более похожа на хвост собаки, который, конечно, не мог вилять самой собакой, то есть Советским Союзом.

Ключевые слова

Наверх