У каждой профессии свои проблемы, говорит скульптор Мати Кармин - автор памятника Яаку Йоале, который недавно установлен в Вильянди и уже успел подвергнуться критике. Но критиковать легко, особенно тем, кто никогда ничего не делал сам, продолжает он. По словам Кармина, памятник Йоале - самый экономичный проект, который только мог быть.
«Я не люблю скандалы», - говорит скульптор Мати Кармин (61). Но любовь, как говорится, зла: большой резонанс, который вызвало открытие в конце прошлого года памятника Яаку Йоале в Вильянди, вполне можно считать скандалом.
С другой стороны, Кармин говорит: «Печально, когда работа ни у кого не вызывает эмоций. Значит, в ней нет внутренней силы». До этого памятник обсуждали, причем громко, в основном критики. Arter предоставляет слово автору.
Идея памятника Йоале. Я всегда пытался исходить из того, где будет установлена создающаяся скульптура. Это мое первое кредо. Естественно, перед зданием тартуского рынка должна стоять свинья – ставить туда танк не имеет смысла. А абстрактная металлическая конструкция, такая как памятник Шарлю Леру на пляже Пирита, не подошла бы для тартуской Ратушной площади, и наоборот: маленькая целующаяся пара осталась бы незамеченной на фоне мощного моря.
Скульптура - это художественный жанр, который обобщает и в виде образа предстает перед публикой. Я попытался отразить популярность Яака Йоалы, то, как выглядели объявления о его концертах на рекламных тумбах в разных городах. Молодежь, которая сейчас возмущается, даже не представляет, что 30 лет назад интернета не было, а реклама размещалась на стенах и специальных тумбах.
Но нашли о чем беспокоиться: в каждом городе может быть свой Йоала. Так же, как и три Пауля Кереса: один в Нарве, другой в Таллинне напротив кинотеатра «Космос», а третий - в Пярну перед основной школой на улице Кунинга.