:format(webp)/nginx/o/2018/12/22/11674209t1h6c4c.jpg)
Cнежная буря, обещанная вчера метеорологической службой, в большинстве уездов оказалась более скромной, чем ожидалось, но все равно легла тяжелым бременем на работников фирм по уходу за дорогами. По данным Транспортного департамента, в целом их договорные партнеры справились с первым серьезным испытанием, пишет Postimees.
По словам директора отдела по уходу за дорогами Транспортного департамента Райдо Рандмаа, они были готовы даже к еще более сложным погодным условиям. «В понедельник вечером мы опасались худшего. Прогнозируемые значения скорости ветра были довольно пугающими. Мы думали, что в качестве отягчающего фактора деревья могут упасть на дороги. К счастью, погода была немного мягче и на деле все оказалось не так страшно. Но, конечно, партнеры работали почти на полную мощность».
Рандмаа остался доволен тем, как службы справились с первым зимним штормом. "Если говорить об основных шоссейных дорогах, я думаю, что у партнеров все получилось. На проселочные дороги нам дали больше времени, и уборка снега еще идет. Фактически, уже начались новые круги уборки, многие будут работать всю ночь", - сказал Рандмаа Postimees вчера около 18 часов.
Работники по обслуживанию дорог, которые разговаривали с Postimees, также заявили, что обслуживание второстепенных дорог часто является более сложной задачей, чем обслуживание основных дорог. Основная проблема - гололедица. «Соль подобна сахару в кофе: если его не размешать, он не окажет влияния на вкус. В случае с солью перемешивать ее должен транспортный поток. Сыплем соль, но метель охлаждает почву, и метод не работает, если машины не ездят. Надеюсь, участники дорожного движения это понимают. Мы делаем все, что можем, но местами может быть скользко».
:format(webp)/nginx/o/2020/12/29/13551584t1h085b.jpg)
Рандмаа подтверждает, что Транспортный департамент постоянно следит за ситуацией. «В нашей системе GPS можно видеть местоположение всех уборочных автомобилей наших партнеров по обслуживанию дорог. Мы точно знаем, куда они движутся, в котором часу они начинают, в котором заканчивают. Кроме того, у нас также есть виртуальный дневник, где мы можем оставлять сообщения друг другу», - объясняет генеральный директор.
Кроме того, в каждом уезде есть специалист, который отвечает за содержание государственных шоссейных дорог в его районе. «Он ездит по дорогам, смотрит на ситуацию. Он также обменивается оперативной информацией с партнером и проверяет, что все было сделано в соответствии с договором. На выходные мы заключили договор с частным партнером, который при необходимости проведет дополнительную проверку, если у нас окажется недостаточно ресурсов».
/nginx/o/2021/01/13/13573832t1hb460.jpg)
Но каким бы мощным ни был автопарк, в некоторых случаях против природы не попрешь. Тогда, по словам Рандмаа, на помощь приходят исключения. «На самом деле, если погодные условия станут очень тяжелыми, возможно, что партнер по техническому обслуживанию обратится к нам, чтобы сообщить о сложных погодных условиях», - говорит Рандмаа. Вчера вечером, однако, этого никто не просил.
«Это исключение может быть рассмотрено только в том случае, если наш заказчик и партнер по обслуживанию вместе проанализируют, насколько сложны эти погодные условия. Для этого должен быть сильный снегопад и довольно сильный ветер, - объясняет Рандмаа. - Только тогда будет возможность вообще ходатайствовать об этом исключении».
Каковы требования к зимнему уходу за дорогами государственного значения?
Наивысший уровень состояния
Высший уровень состояния делится на два: 3+ и 3. Протяженность дорог со статусом 3+ составляет 1638 км, а со статусом 3+ - 1649 км.
Это главные шоссейные дороги страны Таллинн-Нарва, Таллинн-Тарту-Выру-Лухамаа, Таллинн-Пярну-Икла, а также вспомогательные дороги с более интенсивным движением и несколько проселочных дорог с высокой интенсивностью движения.
Требования:
Дорожное покрытие или, по крайней мере, колея от шин свободны от снега и льда.
Уборка снега проводится не позднее, чем в течение 5 часов после окончания снегопада или метели.
Критическая толщина рыхлого снега не должна превышать 4 см, толщина мокрого снега - 2 см.
Действия по борьбе с гололедицей проводятся при уровне 3+ не позднее, чем через 2 часа, а при уровне 3 не позднее, чем через 4 часа после образования гололедицы.
Средний уровень состояния
На среднем уровне или уровне состояния 2 насчитывается 4490 км дорог с твердым покрытием. На этом уровне поддерживается большинство вспомогательных дорог и некоторые второстепенные дороги с интенсивным движением.
Требования:
Меры борьбы с гололедицей выполняются, но дороги не обязательно должны быть чистыми от снега и льда.
Уборка снега производится не позднее, чем в течение 12 часов после окончания снегопада или метели.
Толщина рыхлого снега не должна превышать 8 см, толщина мокрого снега 4 см.
Меры борьбы с гололедицей осуществляются не позднее, чем через 8 часов после появления гололедицы.
Самый низкий уровень 1
Таких государственных дорог - 8828 км, или подавляющее большинство.
Требования:
Меры борьбы с гололедицей выполняются, но дороги не обязательно должны быть чистыми от снега и льда.
Уборка снега производится не позднее, чем в течение 24 часов после окончания снегопада или метели.
Толщина рыхлого снега не должна превышать 10 см, толщина мокрого снега - 5 см.
Меры борьбы с гололедицей осуществляются не позднее, чем в течение 12 часов после появления гололедицы.
По словам Рандмаа, дороги в тендере по уходу разделены в соответствии с требованиями. «Мы также указали в договорах минимальный размер автопарка, но на самом деле мы по-прежнему оцениваем работу партнера по техническому обслуживанию на основе того, способен ли он выполнять требования к состоянию дороги или нет».
Что происходит, если Транспортный департамент обнаруживает, что требования не были выполнены? «Если мы все-таки постановили, что, например, снег должен быть убран в течение пяти часов, а этого не было сделано, сразу последует денежный штраф. Мы санкционируем такие ситуации, и время от времени такое случается. Размер штрафа зависит от степени дорожной опасности нарушения», - говорит Рандмаа.
По его словам, штрафы достаточно мотивируют, поэтому не было замечено, чтобы кто-то игнорировал уборку, предпочтя заплатить штраф. "Скорее, мы видели, что, когда мы наложили штраф, партнер по уходу был очень расстроен и немного зол. Следовательно, им это не нравится".
Обеспечивают ли требования закупок надлежащее качество содержания зимних дорог? «В настоящее время мы удовлетворены нашими условиями. Мы сравнили наши потребности в уходе с Финляндией и Швецией, а также с Латвией и Литвой. И мы ничем не уступаем Финляндии и Швеции. Наши требования уже находятся на таком уровне, что сильнее закрутить гайки невозможно. Если сделать скорость реагирования еще выше, это стало бы экономически невыгодным. Эти машины просто стояли бы у стены».
В каких регионах Транспортный департамент в наибольшей степени доволен работами по уборке дорог? «У нас 17 договорных партнеров, срок действия этих договоров составляет от четырех до пяти лет. По уровню ухода уезды очень схожи. Я бы не сказал, что где-то есть более высокие стандарты, чем в остальных местах. Конечно, в Харьюмаа просто много участников дорожного движения, и поэтому здесь также более высокий уровень состояния, что требует большего автопарка и объема обслуживания», - говорит генеральный директор.
Однако водители жалуются, что когда идет снег, на дорогах не видно снегоуборочных плугов до самого окончания снегопада. «Фактически, это предположение опровергается одним из условий в требованиях к состоянию дорог - это максимальная толщина снежного покрова. Оно обязывает действовать быстро, как того требует время. Часто они просто не могут дожидаться окончания снегопада... Если идет сильный снегопад, все равно нужно немедленно выходить», - парирует Рандмаа.