Замок Бенкендорфа, он же родовое гнездо князей Волконских, был продан с аукциона десять лет назад. Все это время наше издание, тогда еще в виде еженедельника «День за Днем», следило за реставрацией замка и событиями, которые в нем происходили. Казалось бы, все позади: замок отреставрирован, в музее меняется череда уникальных экспозиций, проводятся концерты, свадьбы, светские приемы. Но оказалось, что владелец замка, предприниматель Андрей Дворянинов успокаиваться не собирается.
Впервые мы встретились с Андреем Дворяниновым восемь лет назад, когда реставрация замка уже велась. Тоже была зима, только малоснежная, какая-то грязноватая, неуютная. Да что говорить, сами знаете, весь прошлогодний декабрь был таким. Или окруженный кучами земли пока еще не замок, а очищенный от мусора бывший гарнизонный дом культуры создавал такое настроение? Хотя в нем и вокруг него уже кипела работа: рабочие углубляли подвал, очищали от вековых напластований потолочную лепнину. И никто, кроме новоиспеченного замковладельца, не представлял, каким станет Фалль уже через три года.
А наша в буквальном смысле юбилейная встреча состоялась безветренным зимним вечером, когда весь двор замка был покрыт толстым ковром свежего снега, густо-синее ясное небо только начинало чернеть, желтый фонарь светил как маленькая луна, за замком шумел не замерзший водопад. И ни души. В Кейла-Йоа выполняются распоряжения правительства: музей и ресторан закрыты.
Дворянинов пригласил меня не просто подышать свежим зимним воздухом: накануне было получено разрешение на эксплуатацию очередного детища хозяина замка: закончилась реставрация так называемой Väike mõis, «маленькой мызы». Тем, кто бывал в Кейла-Йоа, будет понятно, если я скажу, что речь идет о расположенном по правую руку от замка строении с башенкой.
Церковный дом – последний княжеский приют
«Это строение не национализировали во время первой Эстонской республики, - рассказывает Дворянинов, - потому что в нем была расположена домовая церковь Волконских, а к церкви тогда отношение было почтительное. В остальной части дома доживал свои дни последний князь Волконский, Григорий Петрович».