Cообщи

Искра новой коалиции разгорелась не за одну ночь

Copy
Новые партнеры по коалиции: Кая Каллас и Танель Кийк.
Новые партнеры по коалиции: Кая Каллас и Танель Кийк. Фото: Mihkel Maripuu

В ночь на среду поезд политических событий мчался на такой скорости, что шляпы слетали. Центристская партия бросилась в объятия Партии реформ, оставив бывших партнеров по коалиции «Отечество» и Консервативную народную партию Эстонии (EKRE) лишь грустно махать в след отъезжающим. Любой разрыв труден, но еще хуже, если задним числом выясняется, что партнер уже давно флиртовал с другим. Именно такие подозрения возникли у лидера национал-консерваторов Мартина Хельме, который считает, что начавшиеся с коррупционного кризиса события зашли так далеко, что не могут являться простым стечением обстоятельств, пишет Postimees.

«Я считаю, что это было очень хорошо продуманное облапошивание нас», - считает Хельме, рассказывая о том, что думает о политических маневрах, связанных с центристами.

«Я должен признать, что когда в среду утром я прочел сообщение, которое пришло ночью от Юри Ратаса, в котором говорилось, что правительство решило уйти в отставку, то был несколько встревожен тем, что такие решения принимаются без предварительных переговоров с партнерами по коалиции, - вспоминает еще носящий портфель министра финансов Хельме. - Вечером мы отправились спать, зная, что никаких принципиальных решений принимать не собираются: посмотрят, как будут развиваться события. А если появится какая-то новая информация, то мы вместе обсудим, как нам быть. Вот таким был разговор, после которого во вторник вечером мы разошлись».

Но до утра эти договоренности не дожили: «В среду утром Центристская партия вновь дала противоречивый сигнал о том, что они все же думают о возможности продолжать работу с нами. Задним числом мне совершенно ясно, что в действительности они об этом не думали, а просто хотели, чтобы мы вышли из кабинета, сообщив своим сторонникам или общественности, что эта коалиция может сохраниться».

По его оценке, таким финтом Центристская партия еще больше укрепила свои позиции в глазах реформистов: «Для них (центристов) здесь польза в том, что так они могут подстегнуть Партию реформ бежать к ним, поскольку имеются и другие варианты. И, естественно, сохраняя возможность продолжения какого-то сотрудничества, чем в свою очередь они могут уберечься от того, что мы внезапно начнем их критиковать или в их адрес начнут звучать жесткие обвинения».

В ночь на среду лица вышедших с переросшего в марафон совещания политиков Центристской партии не были лицами проигравших, на них было выражение, сформулированное в песне из известного сериала «Команда "А"»: «Я буду рад, если из этого плана что-то выйдет». Однако не исключалось, что это было просто облегчение оттого, что хромающий на все ноги правящий союз наконец остался в прошлом. Это подтверждает и попавшее в редакцию Postimees письмо Хелира-Валдора Сеэдера однопартийцам, в котором говорится, что в действительности напряжение в коалиции нарастало уже давно, прежде всего, между Центристской партией и EKRE.

Признаков распада не было

Наличие напряжения не отрицает и сам Хельме: «Наши мировоззренческие споры иногда были очень жаркими, но в политике такие споры возникают. В них мы не переходили на личности». Это подтвердил и заместитель председателя «Отечества» Урмас Рейнсалу, по словам которого, развалившийся тройственный союз был совершенно работоспособен: «Признаков того, что какие-то события могут произойти, не было».

А руководитель EKRE настаивает, что сказанные в ночь на среду слова Ратаса о внезапном решении уйти с поста премьер-министра, не соответствуют действительности. Хельме убежден, такой рисунок поведения может опираться только на запасной план: «Нет никакого сомнения, что если премьер-министр так быстро и прозорливо уходит в отставку и решает распустить правительство, то он действительно знает, что делать дальше». Он добавил, что удачно совпало и предъявление обвинений в коррупции, которые появились за день до второго чтения законопроекта о референдуме о браке в парламенте, то есть того, за что национал-консерваторы стояли с самого начала составления коалиционного договора.

«У Центристской партии в общих чертах должны были быть соображения насчет того, что будет дальше. И тут можно только гадать, является ли акция правоохранительных органов умышленно подведенной под дату или нет: у меня это вызывает очень серьезные вопросы», - бросил подозрения в воздух Хельме.

Кая Каллас: мы искали возможности

Партия реформ и не скрывала, что то правительство, которое имелось, не очень подходит для Эстонии, поэтому мы  искали возможности для формирования нового правительства. В течение этих полутора лет, когда правительство EKRE, Центристской партии и «Отечества» было у власти, разразилось 27 скандалов, если я не ошибаюсь в подсчетах.

Это был лишь вопрос времени, когда вспыхнет новый и у кого лопнет терпение. Было очень много ситуаций, когда я уже верила, что это конец. И думаю, что так считала не только я. Естественно, мы просчитывали варианты, кто имеет больший потенциал, но партия «Отечество» под руководством Хелира-Валдора Сеэдера определенно заявила, что не испытывает интереса к созданию коалиции с Партией реформ.

Рейнсалу, рассуждая о возможности такого сценария, на вопрос в принципе не ответил: «Я считаю, в жизни так бывает, что совпадение каких-то невероятных событий кажется нереальным. Но иногда такое действительно происходит».

Члены EKRE и «Отечества» удивляются и тому нюансу, что премьер-министр, который ушел в отставку из-за подозрений в коррупции, за ночь снова сделал свою партию одной из самых подходящих для правительства, к которой другие парламентские партии тут же бросились скрестись под дверь. По словам Рейнсалу, все это странно: «Безусловно, тут есть и свой парадокс. Если причиной развала правительства действительно был тот самый коррупционный кризис».

Полет ложных утверждений

А в четверг Партия реформ начала защищать нового партнера по коалиции, хотя из партии звучали и противоположные мнения о новоиспеченном союзнике.

Председатель «Отечества» утверждает, что сейчас белки занимаются самооправданием и при этом отправляют общественности ложные утверждения: «Разговоры о том, что в среду Партия реформ предложила возможность создания коалиции и «Отечеству» - полная ложь, и белки распространяют ее для того, чтобы оправдать свое объединение с подозревающейся в коррупции Центристской партией. В то же время, и при нынешнем составе парламента есть возможность создания свободной от коррупции коалиции: Партия реформ, «Отечество» и Социал-демократическая партия, в сторону которой Партия реформ не сделала ни единого шага».

Выражение «стадо большое, да шерсти мало» - в этой ситуации не подходит. Стадо собрано, но и Центристская партия, и Партия реформ смогли в этой жаркой ситуации настричь достаточно шерсти. Когда именно началось сватовство, мы явно не узнаем ни от руководителя Центристской партии Юри Ратаса, ни от лидера Партии реформ Каи Каллас. Но тому, каким может получиться симбиоз амбициозных партнеров, Хельме в четверг дал разгромную оценку.

«У меня нет ни малейшего сомнения в том, что правительство, которое сейчас формируется в Эстонии, не будет ни ярким, ни работящим, ни успешным. Это правительство распределения денег. Ни у кого из них нет никакого мировоззрения, у них нет никаких крупных идеологических планов, у них нет ни одной мысли о крупной реформе, или о том, что в Эстонии можно сделать принципиально иначе. У обеих партий имеются личные интересы. Я бы сказал, что начнется тонкая настройка 2.0 с крупным распределением денег».

Postimees не смог получить комментарий Юри Ратаса.

Об обреченности эпохи извинений

Просить прощения и смиряться со словами лидеров EKRE Юри Ратасу приходилось постоянно, когда министры Март и Мартин Хельме оскорбляли лидеров стран-союзниц. Серьезный поток высказываний обрушился в ноябре на только что избранного президента США Джо Байдена, за что Юри Ратас не успел попросить прощения, поскольку министр внутренних дел Март Хельме ушел в отставку. После этого извинения Юри Ратаса поутихли.

А передачи Tre-raadio продолжали выходить в эфир, и в выборе слов выступающие не стеснялись. В начале года, когда под ударом оказались избирательные системы Франции, Румынии и Литвы, Ратас был уже категоричнее, 4 января он написал в социальных сетях: «Я советую до начала радиопередач проходить допинг-контроль, чтобы убедиться, что гости не прихватили с собой что-то поднимающее настроение».

Вместо Ратаса в последние месяцы вопросом репутации Эстонии интересовался министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, который заверяет, что с нашей репутацией все в порядке, а слова наших министров никакого вреда ей не нанесли. Аймар Алтосаар

Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!

Наверх