Иво Каськ, главный инспектор с Чудского озера, говорит, что главную проблему представляют профессиональные рыбаки, которые работают на большие фирмы за слишком маленькие деньги:
“На Чудском озере такой порядок, что лицензии имеют большие фирмы. Они сами не ловят рыбу, а заказывают услугу у других маленьких фирм или FIE и платят им за рыбу меньше рыночной цены”.
Но по оценке Иво Каська, нелегально вылавливается и продается 5-10% рыбы ценных сортов.
“У нас нет точного представления, каков объем “черной рыбы”, - считает главный инспектор из Таллинна Эрик Партс. - Мы можем только догадываться, потому что знаем, что того или другого человека можно подозревать. Но какой объем, хотя бы более-менее точно мы сейчас сказать не можем. Есть уверенность, что черный рынок действует, но в каких объемах, мы не знаем”.
Берут рыбой часть зарплаты
О том, что предприятия серьезно недоплачивают рыбакам, говорят и сами рыбаки, и инспекторы Департамента окружающей среды. Эрик Партс предполагает, что рыбаки фактически вынуждены прятать часть пойманной рыбы, а их работодатели закрывают на это глаза:
“Всё начинается с фирм, которые, по нашим данным, как мы понимаем, сами дают рыбакам такую возможность. Наверное, они знают, что всё именно так, но почему-то мирятся с этим. Почему им так легче, мы не понимаем”.
Инспектор недоумевает, почему предприятиям легче платить “натурой” - непосредственно рыбой. Ведь рыбак, который “добирает” зарплату рыбой и самостоятельно продает ее на черном рынке, составляет конкуренцию своему же работодателю.