Коронавирус загнал вернувшуюся на родину семью в жернова законов (3)

Неле Куллеркупп
Copy
Возвращение людей домой могло бы и должно быть как можно менее болезненным. Но сейчас люди попадают в жернова законов.
Возвращение людей домой могло бы и должно быть как можно менее болезненным. Но сейчас люди попадают в жернова законов. Фото: Illustratsioon: Artur Kuus

Каждый эстонец важен для страны. Так было сказано, так было задумано. Однако местные государственные системы пособий подводят тех, кто-то возвращается, чтобы строить жизнь по эту сторону границы, оставляют идеи лишь идеями, а слова так и повисают в воздухе, пишет Postimees.

Уехавших в 2015 году Теэта и Элину (фамилии редакции известны) в прошлом году заставило вернуться то обстоятельство, что старшему ребенку подошло время идти в школу. Поскольку, по словам Теэта, система образования северных соседей слабее нашей, семья приняла решение: по крайней мере мать с детьми возвращается обратно на родину.

По чистой случайности, или правильнее было бы сказать из-за коронавируса, сменить место жительства пришлось и отцу. «Уже в конце 2019 года корона начала влиять на транспортный сектор, поэтому товара, который нужно перевозить, больше не было», - коротко объяснил причины работавший водителем Теэт.

Таким образом, вернулась вся семья. Теэт приехал в Эстонию в марте, Элина с детьми на пару месяцев раньше. Нужно отметить, что возраст детей, начиная со старшего, - шесть, четыре и один год.

Все складывалось прекрасно до начала декабря, когда средний ребенок в первый раз должен был отправиться в изоляцию. Во второй половине месяца ситуация повторилась: вирус попал в детский сад, и чтобы исключить соприкосновение четырехлетнего ребенка с носителями, его пришлось оставить дома. Изоляция, как известно, длится две недели, а такой маленький ребенок один оставаться дома не может.

Начались проблемы

Человек, который только что вернулся в Эстонию, не может получить пособие, которое предусмотрено законом для тех, кто должен сидеть дома с ребенком. Больничная касса платит компенсацию по уходу с первого дня, и ее начисляют на основании дневного дохода получателя пособия, с которого в прошлом году платили социальный налог.

Компенсация составляет 80 процентов от дневного дохода, с этой суммы снимается подоходный налог. Если же человек в прошлом году в Эстонии не работал, - а у работавшего в Финляндии Теэта так и было - ему выплачивается только минимум: 149 евро за 12 дней. Это могла бы сделать Касса страхования от безработицы. «Предложенное Больничной кассой решение — пусть за ребенком ухаживает кто-то другой — это как нарушение всего принципа изоляции», - говорит отец. Если же подумать, кто лучше всех может ухаживать за ребенком? Конечно же, бабушки и дедушки. Но такая идея кажется Теэту смехотворной, поскольку пожилые люди входят в группы риска.

Представитель Эстонской больничной кассы Эвелин Тринк признала, что БК действительно не учитывает при расчете листа нетрудоспособности доходы, заработанные в другой стране, и выплаченный там подоходный налог. Этого не позволяет закон. На основании 55-й статьи Закона о медицинском страховании, компенсация начисляется по среднему доходу одного календарного дня, исходя из данных Эстонского налогово-таможенного департамента: «К сожалению, это действительно так: если при начислении оказывается, что в прошлом году дохода в Эстонии у человека не было или он был меньше минимальной ставки труда, то сумма компенсации окажется маленькой».

Министр народонаселения Рийна Сольман отметила, что при нынешней системе брать лист по уходу за ребенком семье, не имевшей в прошлом году дохода, крайне невыгодно с экономической точки зрения: «С той же проблемой в первый рабочий год сталкиваются возвращающиеся на рынок труда после отпуска по уходу за ребенком».

По словам Сольман, для решения проблемы она обратилась к министру социальных дел: «Надеюсь, что вместе мы сможем разработать решение. Но этого явно недостаточно для родителей, оказывающихся сейчас в сложных экономических обстоятельствах». Эти слова Сольман сказала в то время, когда разразился правительственный кризис и ее надежда на сотрудничество оказалась под вопросом. «Знаю, что активные самоуправления и во время весеннего коронакризиса предлагали помощь по уходу за детьми, если родителям нужно было ходить на работу», - сказала министр народонаселения.

Почти все государственные пособия и компенсации связаны с доходами человека. А для вернувшихся в Эстонию людей это оказывается проблемой. Дохода в Эстонии у них не было, поэтому суммы пособий начисляются крошечные.

И все же есть одно исключение. На уровне Европейского союза отрегулировано родительское пособие, в случае которого достаточно лишь одного отработанного в Эстонии месяца, чтобы получить компенсацию, исходя из этой зарплаты. Правда, в том случае, если человек до прибытия в Эстонию работал в другой стране ЕС: «В случае листа по уходу или болезни таких международных регуляций, к сожалению, нет».

И все же. В зависимости от прожитого за границей времени через Интеграционный фонд (INSA) можно ходатайствовать о пособии на возвращение. «Мы хотели бы продолжить предлагать пособие на возвращение, но его нужно развивать, чтобы оно отвечало потребностям возвращающихся, - сказала Сольман. - Конечно, одним необходимым звеном для возвращающихся является достаточное и качественное консультирование как до, так и после переезда в Эстонию. Мы видим возможность помощи и через введение региональных координаторов по возвращению».

При помощи пособия на возвращение хотят уменьшить расходы семей с детьми, а также предложить социально-экономическую поддержку родителям, которым после возвращения не удалось найти работу, или они не могут работать из-за возраста ребенка.

«Долги» новой ситуации

С точки зрения вернувшейся из Финляндии семьи Теэта, ситуация сложилась не самая хорошая, но он не думает, что государственная система его подвела: «С личной точки зрения ситуация, конечно, очень нехорошая. Как жить в столице, в съемной квартире, за которую нужно отдать 850 евро (аренда и коммунальные платежи), если в семье трое детей, а одна зарплата по сути остается не полученной?» Если государство само зовет людей со всего мира возвращаться домой, нужно создать условия, чтобы адаптация прошла как можно менее болезненно. «Можно ли было предусмотреть, что какая-то семья вернется и это принесет серьезные проблемы, для решения которых нужно применять меры, которые никто заранее не продумал?»

И Больничная касса, и министр по делам народонаселения Сольман посоветовали обратиться в местное самоуправление. Но Теэту эта идея не кажется удачной: «Если мы это сделаем и получим какое-то пособие, то в ближайшем будущем поставим себе ограничение на получение кредита на жилье. Банкам не нравится ни одна выплата из списка прожиточных пособий».

Комментарии (3)
Copy
Наверх