Когда Postimees провел опрос среди 101 члена парламента и 15 министров, чтобы узнать их мнения по поводу вакцинации от коронавируса, единственными явными противниками вакцинации оказались отдельные члены EKRE. Картина более живописна в предпочтениях, что, по словам Ильмара Раага, ставит политиков перед выбором, пишет Postimees.
Элитные вакцины поставили политиков перед выбором (1)
Так, например, такая тяжелая артиллерия эстонской политики, как Юри Ратас, Евгений Осиновский, Урмас Рейнсалу, Танель Кийк и Тынис Мёльдер осторожно высказываются о более раннем сроке вакцинации политиков, и не видят необходимости выдвинуть в начало очереди на вакцинацию министров и членов парламента. Политолог Тынис Саартс признал, что каждый опытный политик знает те вопросы и позиции, на которые общественность может выборочно отреагировать.
О вакцинации министров нужно было подумать раньше
Противоположного мнения придерживаются многие простые члены парламента, которые мягче относятся к более ранней вакцинации народных избранников и министров. Например, центрист Андрей Коробейник объяснил это убеждение так: «Сейчас распространено мнение, что политики с вакцинацией не торопятся, чтобы посмотреть как она пройдет у других. Это влияет на отношение общества к вакцинации».
Мнение Коробейника разделяют его однопартиец Ааду Муст и депутат от Партии реформ Ээрик-Нийлес Кросс. Среди ответов других политиков прежде всего звучала позиция, что если по характеру своей работы члены парламента могут не иметь предпочтения в быстрой вакцинации, то в случае министров этот вопрос нужно хотя бы обсудить. Некоторые депутаты сказали, что с обсуждением этого вопроса вообще уже опоздали: «Мне сложно представить, как премьер-министр или, например, министр иностранных дел, которые, вероятнее всего, при возобновлении поездок должны будут участвовать в международных встречах, не поедут куда-то, поскольку не подошла их очередь на вакцинацию, а принимающая страна не пускает на свою территорию людей без паспорта вакцинации», - сказала Рийна Сиккут (СДПЭ), которая отметила, что все это нужно было предусмотреть в плане вакцинации.
Вопрос, теряющий со временем актуальность
Коммуникационный эксперт Ильмар Рааг отметил, комментируя возможные изменения плана вакцинации, что речь в любом случае идет о сложной ситуации: «Тема вакцинации руководства зависит от доступности вакцины. В тот момент, когда прибытие вакцин было вопросом будущего, речь шла о смелости заявить, что ты согласен вакцинироваться и таким образом демонстрируешь доверие к вакцине. Но теперь у нас возникла ситуация, когда вакцины на всех не хватает, поэтому дискуссия о приоритетах оказалась важнее, и тут политики, конечно, оказались на распутье».
Изменение плана вакцинации инициировала новый премьер-министр Кая Каллас. Как было указано раньше, ответившие на вопросы издания ведущие политики Центристской партии сошлись во мнении, что у политиков не должно быть предпочтения при вакцинации. Рааг не верит, что из-за этого в кабинете возникнет спор, и считает, что при увеличении поставок вакцины вопрос снимется сам: «То, кто у нас в приоритете, со временем перестанет быть вопросом. Поднимется вопрос, кто те люди, которые согласны вакцинироваться».
Единичные уклонисты
Вопрос о том, кто из эстонских политиков согласен вакцинироваться, на основании проведенного Postimees опроса, имеет скорее маргинальное значение. Из более 70 ответивших только трое - Анти Пооламетс, Калле Грюнталь и Уно Каскпейн - сказали, что они скорее или точно не дадут себя вакцинировать. Еще двое членов EKRE – Хелле-Мооника Хельме и Пауль Пуустусмаа — пока находятся в выжидающей позиции. Из остальных партий против течения пошел только центрист Михаил Стальнухин. Хотя он и готов вакцинироваться, ко всем трем имеющим европейскую лицензию на продажу вакцинам - AstraZeneca, Pfizer/BioNTech и Moderna — он относится скептически, и скорее предпочел бы вакцину восточного соседа. Но «Спутник-V» еще не имеет разрешения на продажу в Европе. Симпатию к альтернативным производителям вакцины испытывает и Пеэтер Эрнитс (EKRE).
Один политик высшего уровня в Эстонии от вакцины уже отказался, правда, по гуманитарным соображениям. 71-летнему бывшему министру внутренних дел Марту Хельме семейный врач предложил возможность вакцинироваться, однако тот, подчеркнув, что не является противником вакцинации, просто не увидел необходимости в том, чтобы стать очередным «элитным вакцинированным». Хельме объяснил: «Семейный врач сказал, что он получил 36 доз. Я подумал, что это очень мало, и я лучше подожду, когда будут вакцинировать Рийгикогу».
Сколько тут подыгрывания избирателям?
Рааг отметил, что в принципе сложно определить, насколько позиции Стальнухина и вакциноскептиков от EKRE основаны на личных убеждениях, а насколько - на подыгрывании избирателям: «Если страх смерти у политика велик, это заметно. Но в данном случае это не так. Я убежден, что те, кто не хочет вакцинироваться, скорее действительно верит, что с вакцинами есть какая-то проблема. Это не обязательно должно быть игрой».
Хотя предпочитающий «Спутник» Стальнухин является одним из самых крупных политиков Ида-Вирумаа, Рааг не считает необходимым преувеличивать его влияние на убеждения жителей уезда: «Все же информация поступает туда и с востока, и с запада, и там говорят, что люди пресыщены информацией, что «Спутник» - это очень хорошо. Я бы относится к мнению Стальнухина как к отражению одного из мнений у него дома».
В январе одну за другой две дозы Pfizer/BioNTech получил генеральный консул России в Нарве Юрий Грибков. Может ли это являться обратным примером для живущих в российском инфопространстве людей? «Естественно, - оценил Рааг. - Но русская община в Эстонии не едина. Мы имеем множество мнений. Если мы говорим о российском консуле, то было много разговоров о том, что в России наблюдается явный патриотизм, но это не мешает россиянам пользоваться зарубежными машинами, которые являются символом статуса. И в кино все точно так же смотрят голливудские фильмы».