Cообщи

Страж монополий сам владел одной из монополий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Гендиректор департамента конкуренции Мярт Отс накануне вступления в свою нынешнюю должность продал свое предприятие тепловой энергии фирме, ходатайства о повышении цен которой он сейчас утверждает.
Гендиректор департамента конкуренции Мярт Отс накануне вступления в свою нынешнюю должность продал свое предприятие тепловой энергии фирме, ходатайства о повышении цен которой он сейчас утверждает. Фото: Тоомас Хуйк

Гендиректор Департамента конкуренции Мярт Отс, до того как занять этот пост, являлся владельцем предприятия теплоснабжения. Последнее было продано им с выгодой его нынешним подконтрольным.

В конце прошлого года озабоченные жители города Кунда направили обращения депутатам Рийгикогу. «Обычно вы обращаетесь к нам и получаете то, что желаете — наши голоса.

Сегод­ня продавец тепла Fortum Termest поставил нас в положение, заставившее обратиться к Вам», — писали они на Тоомпеа в связи с очередным повышением фирмой цен на тепло сразу на 46%.

В нынешний понедельник поступило сообщение: «Департамент конкуренции в январе утвердил новые, более высокие, чем ранее предельные тарифы на тепловую энергию в нескольких регионах Эстонии. Стоимость тепла повысится в большинстве регионов обслуживания сети Fortum Termest».

После проведенного Postimees расследования выяснилось, что глава Департамента конкуренции Мярт Отс на протяжении ряда лет являлся мажоритарным акционером поставляющего тепло предприятия-монополиста, которое он вместе с двумя другими акционерами в 2007 году продал фирме Fortum Termest. Той самой, которая сейчас является одним из крупнейших его подопечных.

Правда, в течение всего времени его причастности к бизнесу по продаже тепла он являлся гендиректором Инспекции рынка энергии, и в эти годы согласование цен на тепло находилось в компетенции местных самоуправлений, а не инспекции. Однако вопрос о конфликте интересов обостряется.  

Прежние соглашения
В марте 1999 года было создано предприятие OÜ Wille Service, его основной деятельностью стало производство тепловой энергии в городе Кунда и ее продажа Kunda Elamu AS. В это время последнее предприятие находилось в собственности города Кунда.

Владельцами Wille Service были принадлежавшее на 46% Отсу Klingsor OÜ, на 34% принадлежавшее Рейну Коову Sthenos Grupp OÜ и на 20% Vee-Ekspert OÜ, владельцами которого являлись Тоомас Сепп и Юло Хейнсаар.

В 2001 году Wille Service продал городу Кунда через Kunda Elamu тепловую энергию примерно на 2,9 млн крон. Каким-то образом Wille Service сумело повести дело так, что Kunda Elamu согласилось выплатить ему в качестве штрафных санкций по договору 536 365 крон.

В июне 2002 года Wille Service приобрел за 400 000 крон 80% акций Kunda Elamu AS. То есть штраф, выплаченный годом ранее Wille Service, позволил последнему получить всю нужную для покупки сумму и даже больше.

Год спустя Wille Service приобретает оставшиеся 20% акций Kunda Elamu, и после этого 46-процентный пакет акций перешел в руки находящегося непосредственно в собственности Отса OÜ Klingsor.

Чистая рентабельность Kunda Elamu составляла менее 10% всего пару лет после перехода в руки Отса, однако в период 2005-2007 годов основная прибыль в 11,2% в 2006 году подскочила до 81,4% в 2007 году.

Еще четыре миллиона
Отс признает, что путем продажи имущества, не связанного с основной деятельностью предприятия, новым владельцам удалось дополнительно заработать еще примерно 4 млн крон дохода, с которых прежде продавший акции предприятия по низкой цене город Кунда никакой прибыли не получил.

Перекупка монопольного сетевого предприятия Kunda Elamu практически за его же средства в 2002-2003 году завершилось продажей Kunda Elamu предприятию Fortum Termest AS в 2007 году, в результате чего Отс определил прибыль с доли капитала двух своих смежных предприятий в составе OÜ Klingsor в размере 9,9 млн крон.

Глава Департамента конкуренции не видит за собой никакой вины или наличия конфликта интересов. «Утверждение тарифов на тепло находилось в компетенции местных самоуправлений, мое должностное положение никак не относилось к делу, и конфликта интересов здесь нет», — полагает он.

продажа

• 1999 — основано OÜ Wille Service, владельцами которого являлись на 46% принадлежавшее нынешнему гендиректору Департамента конкуренции Мярту Отсу Klingsor OÜ, на 34% принадлежавшее Рейну Коову Sthenos Grupp OÜ и на 20% Vee-Ekspert OÜ, владельцами которого являлись Тоомас Сепп и Юло Хейнсаар.
• 2001 — Отс возглавил Инспекцию энергорынка
• 2001 — OÜ Wille Service через Kunda Elamu AS продало теплоэнергию городу Кунда почти на 2,9 млн крон.
• 2001 — принадлежащее городу Кунда Kunda Elamu AS согласилось выплатить Wille Service в качестве штрафных санкций по договору 536 365 крон.
• 2002 — OÜ Wille Service за 400 000 крон приобретает 80% акций Kunda Elamu.
• 2003 — Wille Service скупает остальные 20% акций Kunda Elamu и после этого 46-процентный пакет акций последнего переходит к Klingsor­ OÜ. Находящаяся на балансе Kunda Ela­mu AS теплосеть Кунда была пере­оценена в 44 раза выше ее балансовой стоимос­ти со 184 000 крон до
8,2 млн крон.
• 2005-2007 — чистая прибыль Kunda Elamu подскочила с 11,2% в 2006 году до 81,4% в 2007 году.
• 2007 — трое совладельцев продали Kunda Elamu за 20 млн Fortum Termest. После этого Отс определил суммарную прибыль предприятия в 9,9 млн крон.
• 2008 — после объединения ведомств появился Департамент конкуренции, во главе которого встал бывший руководитель Инспекции энергорынка Отс.

Источник: РМ

КОММЕНТАРИЙ

Юхан Партс,
министр экономики

Я впервые слышу об этом от вас и не знаю точных деталей этой истории. Но дело это несомненно следует изучить, если возникает хоть малейшее сомнение в объективности департамента конкуренции.

Департамент конкуренции должен быть независимым, чистым и не запятнанным малейшими подозрениями, поскольку ему следует принимать очень сложные и крайне важные решения. Сомнений и связей с монополиями не должно быть ни в коем случае. Здесь нет компромиссов.    

 

Наверх