От редакции ⟩ Человек разумный и вакцинация (3)

Ирина Каблукова
Copy
Вакцинация. Фото иллюстративное.
Вакцинация. Фото иллюстративное. Фото: Dmitri Kotjuh / Järva Teataja

Вакцинация в стране набирает обороты. Министр здравоохранения и труда Танель Кийк отрапортовал, что на сегодняшний день вакцинированных в стране даже больше, чем тех, о ком известно, что они переболели. Все вместе — это люди уже имеющие антитела, которые, может, и не застрахованы от повторного заболевания, но, скорее всего, застрахованы от  ИВЛ и кладбища.

На этой неделе взялись за учителей, полицейских и спасателей. О последних информации ровно столько, сколько ее дал министр внутренних дел Кристьян Яани: темпами он доволен. Новости о первых не утихали всю неделю, волновали, будоражили и вводили в заблуждение. И вот почему.

Главной причиной пересудов стало то, что не все учителя бросились, ломая ноги, вносить себя в списки вакцинируемых. Причин этому несколько: кто-то не доверяет вакцинам в целом — это давно стало нашей нормальностью, кто-то уже переболел — а таких много, зря что ли школы опять уходят на удаленку — и готов подождать на антителах, выработанных собственным организмом. Кто-то знает, что AstraZeneca не рекомендуется людям старше 55 лет. Кто-то просто побаивается. Но, как бы там ни было, около половины всех работников школ на вакцинацию записались и уже начали вакцинироваться. И важным является именно последнее, поскольку половина вакцинированных плюс переболевшие - это, скорее всего, и есть те самые заветные 70-80 процентов, необходимые для коллективного иммунитета.

Что в этой истории нехорошо? Во-первых, опять встал русский вопрос. Если в первую волну страна якобы заражалась из-за малой информированности русскогоязычного населения, что, конечно же, неправда, поскольку источников информации у русских было даже больше, чем у тех, кто владеет только эстонским, то теперь все пропало из-за обработанных «другим инфопространством» русскоязычных учителей, ждущих «Спутник-V».

Возможно, кто-то и ждет российскую вакцину, но разумный человек с высшим образованием, коими учителя и являются, прекрасно понимает нынешнюю политически-экономическую ситуацию, и отдает себе отчет в том, что если «Спутник» и доберется до нас, то очень и очень нескоро. Есть вариант тайно уколоться во время летних каникул, но надеяться на это глупо, поскольку нет гарантии, что Россия впустит непривитого, потенциального опасного человека, а даже если и впустит, то неизвестно, сколько там придется прожить, чтобы получить обе дозы.

Беда русскоязычных учителей, скорее, в размытости местной информации, особенно той, что касается AstraZeneca, которой прививают учительский состав. Уважаемые специалисты, в том числе доктор Попов, ясно сказали, что эта вакцина не рекомендована людям старше 65 лет, и что бы ни говорил министр Кийк о прелести именно этой вакцины, Попову доверяют больше. Теперь посмотрим, сколько учителей моложе этого возраста работают в русскоязычных школах? Слезы капали. И в этой ситуации вместо того, чтобы тыкать пальцем в телевизор, лучше бы ткнули пальцем в компьютер и разослали официальные пресс-сообщения о том, что молодых, да, колют AstraZeneca, а пожилых прививают Moderna, что на самом деле и происходит (во всяком случае, происходило на этой неделе).

Таким образом, не нужно дергать и без того задерганных учителей. Половина — это уже хорошо! Главное, чтобы все приходили в оговоренное время, поскольку мучить и без того измученных медицинских работников тоже не нужно. Вакцина, как известно, хранится при крайне низких температурах. Ее размораживают перед самым введением. Если ее не ввести, она испортится. Это не курица, которую плохая хозяйка может заморозить второй раз, а хороший повар в состоянии и из нее сварганить шедевр. Если человек не предупредил и не пришел, медсестры бросаются на телефоны, чтобы найти того, кто готов немедленно приехать и вакцинироваться — а это хлопотно и очень напрягает.

В первый день вакцинации учителей на место не явились 20 процентов приглашенных — и эстоноязычных учителей среди них не меньше, чем русскоязычных. Медики говорят, что это не отказники и проказники: у каждого имелась уважительная причина — чаще всего, уход в изоляцию. Но предупреждать все равно нужно, нет у нас общих баз данных, которые видели бы все медсестры страны. Нет и сил, чтобы решать эти проблемы в и без того непростой период.

Поэтому давайте оставим в покое политику и нарративы и спокойно продолжим выбираться из той ситуации, в которой мы за год оказались. Давайте перестанем распространять слухи и трясти кулаками. Давайте будем думать не только о себе, но и о тех, кто старается нам помогать. И давайте уже включим ту самую ответственность, о включении которой нас просят наряду с ношением масок и мытьем рук. Последнее — это не ограничение свободы, это поведение человека разумного.

Комментарии (3)
Copy
Наверх