В Эстонии существует несколько государственных определений того, когда человек, образно выражаясь, беден как церковная мышь. Недавнее исследование заработной платы выявило сумму, которую жители Эстонии считают необходимой для проживания, пишет Postimees.
Жизнь в Эстонии: размер минимальной зарплаты сильно отстает от необходимой для проживания суммы (3)
В прошлом году Эстония была одной из немногих стран Европейского Союза, которые не повысили минимальную заработную плату, так что сейчас получатель минимальной заработной платы может рассчитывать на 584 евро в месяц брутто. Согласно новому исследованию CVKeskus и Агентства информации о заработной плате (PA), это далеко не соответствует реальным ожиданиям и потребностям людей.
В частности, были опрошены 10 000 человек со всей Эстонии, у которых поинтересовались, каким должен быть ежемесячный доход, чтобы со спокойной душой сводить концы с концами. Эта сумма составила 1156 евро нетто: другими словами, люди считали, что прожиточный минимум брутто должен составлять не менее 1397 евро в месяц. Чтобы хорошо жить, эстоноземельцы, по их собственным оценкам, должны получать не менее 1500 евро на руки.
Реальность в Эстонии все еще отстает от этих цифр: по данным Департамента статистики Эстонии, медианная зарплата в прошлом квартале, то есть точка, относительно которой половина эстонских работников получает зарплату больше ее, а половина - меньше, составляла 1053 евро нетто. Другими словами, эта сумма тоже не оправдывает ожиданий людей.
Кроме того, данные Министерства социальных дел показывают, что за десять лет значительно увеличилось количество людей, которые ходят на работу, но заработной платы им недостаточно для проживания. Если в 2010 году, когда на дворе был глубокий кризис, их было 7,9 процента, то в 2019 - уже 10 процентов.
Хотя предприниматели опасаются роста заработной платы, исследования PA показывают, что на самом деле за последние три года резко сократилось количество людей, которые в реальной жизни стакливаются с каким-либо повышением заработной платы . Если еще в 2018 году 55 процентов участников опроса заявляли, что работодатель увеличил им зарплату, то в 2019 году о повышении зарплаты сообщили 43 процента респондентов.
В Эстонии cловно существуют два параллельных мира в части оплаты труда. «Трудно сделать обобщение: есть сектора, в которых происходит движение людей и заработной платы, - сказала основатель Агентства информации о заработной плате Кадри Сеэдер. - Сектор IT по-прежнему живет своей жизнью. В химической промышленности у производителей дезинфицирующих средств дела никогда не шли так хорошо, как сейчас. Но безработных стало больше, именно среди простых рабочих».
Рядовых рабочих в прошлом году коснулось сразу несколько проблем. Многие потеряли работу из-за коронавирусных ограничений. Зарегистрированная безработица выросла до 8,7 процента и приближается к отметке в 60 000 человек. По данным Сеэдер, были также опасения, что заработная плата малооплачиваемых работников в прошлом году статистически упала еще больше.
Для измерения ожиданий PA использует так называемый индекс давления на заработную плату, который показывает, насколько фактическая заработная плата не соответствует ожиданиям работника. В прошлом году он упал в среднем до 23 процентов, но среди низкооплачиваемых работников он вырос до 31 процента. Сеэдер подчеркнула, что здесь изменились не ожидания рядовых рабочих в отношении заработной платы, а тот факт, что заработная плата стала еще ниже. 40 процентов эстонских работников довольны своей зарплатой - это число увеличилось во время коронавируса, поскольку люди стали больше бояться за свое рабочее место.
Однако наиболее сильным давление на заработную плату является среди ведущих специалистов, которые хотят получать зарплату на 32 процента выше, чем их текущая зарплата.