По словам экономического аналитика SEB Михкеля Нестора, помимо самого большого дефицита бюджета Эстонии, образовавшегося в прошлом году, еще большего внимания заслуживает тот факт, что временная проблема становится хронической. «Стоит ли вместо экономии и ограничения государственных услуг подумать о налоге на автомобили?» - спрашивает он в еженедельном комментарии, который приводит Postimees.
Неожиданное предложение: вместо урезания расходов можно подумать об автомобильном налоге (26)
Когда заканчиваются деньги
Согласно недавно собранной статистике государственных финансов, дефицит бюджета Эстонии в 2020 году составил 1,5 миллиарда евро или 5,5 процента валового внутреннего продукта (ВВП). Это очень много. Для сравнения, во время кризиса 2008 года дефицит бюджета ограничился всего 2,6 процентами.
Конечно, есть страны, где ситуация еще хуже. В нескольких крупных южноевропейских странах прошлогодний дефицит составлял около 10 процентов; в Латвии и Литве положение с государственными финансами также было более напряженным. Само собой разумеется, что и год был, мягко говоря, экстраординарным. Кого будет беспокоить фискальный баланс, если системе здравоохранения и экономике угрожает полный крах? Особенно, если центробанк держит денежные краны открытыми.
Проблема, однако, возникла отнюдь не в прошлом году. Бюджетные прогнозы показывают, что временное явление становится новой нормой. Согласно текущей оценке Министерства финансов, которая, вероятно, еще сменится на более оптимистичную, дефицит бюджета достигнет 6,7 процента ВВП в этом году и 5,4 процента ВВП в 2022 году.
Что же делать, задается вопросом Нестор. Эстония, по его словам, выделяется тем, что является единственной страной-членом Европейского Союза, которая не облагает автомобили налогом иным образом, кроме как посредством акциза на топливо.
Судя по автопарку, стоящему перед Рийгикогу, можно сказать, что налогообложение автомобилей в Эстонии не менее политически «заряжено», чем недвижимость, но сегодня, пожалуй, лучшее время для того, чтобы поставить этот вопрос на повестку дня, считает аналитик.
Цвет экономической среды после коронакризиса - зеленый, и не только по мнению экологов. По оценкам, 12 процентов выбросов углекислого газа (CO2) в Эстонии приходится на транспорт, и его налогообложение является обычным делом везде, кроме Эстонии.
"Учитывая твердую приверженность новой правящей коалиции достижению климатических целей, налог на автомобили на основе выбросов CO2 был бы идеальным решением для этих целей. Если вас больше интересуют денежные суммы, а не окружающая среда, вот они - одних только автомобилей ввозят в Эстонию примерно на миллиард евро в год".
Налог на автомобили обсуждался и раньше
В последний раз Эстония была ближе всего к введению автомобильного налога весной 2017 года, когда тогдашняя правящая коалиция разработала очень подробный план и представила его общественности. Министр финансов Свен Сестер назвал это экологическим сбором за автотранспорт, который предполагалось платить при первичной регистрации автомобиля.
На вопрос ведущего программы Äripäev, готова ли Эстония к налогам на имущество, президент Керсти Кальюлайд ответила в прошлом году, что, когда мы создавали нашу страну, у людей не было собственности, и государство не хотело наказывать людей за покупку дома или квартиры и их эксплуатацию.
«Мы хотим, чтобы выигрывало предпринимательство, а не обязательно более богатый потребитель. Если дело в увеличении неравенства, почему бы не платить налоги на автомобили?» - придумала идею президент. Во время интервью она, однако, не стала развивать ее дальше.
Идею автомобильного налога также поддержал тогдашний вице-канцлер Министерства финансов по налоговой и таможенной политике Дмитрий Егоров, который в последний раз заявлял четыре года назад, что вместо постоянного повышения акцизов на топливо Эстония могла бы ввести автомобильный налог.
Рихо Сеппет, глава Эстонского союза по утилизации автомобилей, счел, что автомобильный налог является единственным эффективным средством давления, которое гарантирует, что опасный для окружающей среды и бросающийся в глаза автомобильный хлам попадет в систему управления отходами, проще говоря - под пресс.