Череда неудач: как провалилось приложение HOIA (4)

Хенри-Лаур Аллик
Copy
Вице-канцлер Министерства социальных дел Калле Киллар.
Вице-канцлер Министерства социальных дел Калле Киллар. Фото: Tairo Lutter
  • Эстонское приложение оказалось неэффективным против эпидемии
  • Эксперты указывают на несколько ошибок

Оповещающее о близком контакте с коронавирусным зараженным приложение HOIA начало за здравие, но не сумело реализовать свой потенциал. По словам экспертов, провал HOIA был обусловлен несколькими ошибками. Однако Министерство социальных дел несмотря на ряд проблем считает его удачным, пишет Postimees.

«В итоге кажется, что добровольцы сделали и передали хорошую вещь дальше, но ее не развивали и не рекламировали адекватно», - характеризует HOIA директор института программного обеспечения ТТУ Марко Кяэрамеэс.

По мнению профессора прикладной вирусологии Тартуского университета и члена правительственного научного совета Андреса Меритса, HOIA не оправдало возложенных на него ожиданий. «Критическое количество пользователей и эффективность пользования слишком низкие», - сказал Меритс, загрузивший HOIA в день релиза, а теперь ставший его игнорировать как бесполезную безделушку в своем телефоне. «У 80% людей, с которыми я встречался, нет этого приложения».

Из исследования, проведенного Turu-uuringute AS в конце октября, выяснилось, что о приложении HOIA знали 92% населения. По состоянию на вчера приложение HOIA было скачано 265 586 раз, т.е. его загрузили 19,9% жителей Эстонии.

По мнению вице-канцлера Министерства социальных дел Калле Киллара, потенциально HOIA могли бы использовать около 450 000 человек, поскольку в телефонах со старыми операционными системами и, например, телефонах Huawei (по соображениям безопасности) это приложение использовать нельзя.

Вице-канцлер по развитию э-услуг и инновациям Киллар сказал, что изначальная цель министерства состояла в том, чтобы охватить 70% потенциальных пользователей, т.е. 315 000. «Мы считаем очень хорошим, что до сих пор охватили столько пользователей», - сказал Киллар.

Из исследования выяснилось также, что основной причиной использования HOIA стало желание как можно раньше узнать, был ли контакт с зараженным. С его помощью обозначили себя зараженными 3708 раз, т.е. его использовали всего 6,6% от всех зарегистрированных заболевших (55 415) с момента запуска приложения (20.08.20).

Примеров, когда близкоконтактный несмотря на работающее приложение не получал оповещения, хватает: президент Керсти Кальюлайд, архиепископ Урмас Вийльма и коронавспышка в парламентской фракции «Отечество». Эти известные примеры – капля в море по сравнению с тем, скольких оно подвело.

В отличие от рекламы приложения от Департамента здоровья, в которой актер Карл-Андреас Кальмет утверждает, что «один раз загрузил – и постоянная защита тебе гарантирована», вице-канцлер Киллар говорит, что HOIA – лишь одна из дополнительных мер по контролю за вирусом.

«Мы не даем сигнал, что теперь ты защищен от вируса, HOIA помогает тебе внести свой вклад в то, чтобы держать вирус под контролем», - сказал Киллар, по мнению которого, приложение не давало людям ложного чувства защищенности. Причиной, по которой близкоконтактные не получали оповещения, Киллар назвал различия между телефонами и работу сигнала Bluetooth.

Многие не могут отметиться больными

Проблема HOIA заключается и в ограниченной возможности удостоверения личности. Даже если у человека работает приложение, получив положительный результат теста, он не всегда может обозначить себя зараженным, поскольку это можно сделать только с помощью Smart-ID или Mobiil-ID. По мнению вице-канцлера, это не проблема.

«У нас 500 000 пользователей Smart-ID плюс 250 000 пользователей Mobiil-ID. По нашему мнению, это не препятствие, которое заставило бы человека отказаться от регистрации заражения», - заметил Киллар, по словам которого HOIA удобно и просто для пользователя. Он добавил, что HOIA можно было бы улучшить таким образом, чтобы приложение давало больше информации о своей результативности.

По словам Марко Кяэрамеэса, возможно, на пользование негативно повлияли разговоры о безопасности и защите приватности.

«Наверняка были возможности добавить себя в качестве заболевшего с помощью одноразовых кодов, выдаваемых Департаментом здоровья, если нет доступа к Mobiil-ID или Smart-ID, но, очевидно, это не было реализовано из-за отсутствия дополнительных разработок», - заметил Кяэрамеэс. По словам вице-канцлера Киллара, одноразовые коды – не лучшее решение. «Опыт европейских стран показывает, что люди ошибаются, вводя этот код, и они не получают этот код вместе с результатом теста, там были разные проблемы», - сказал Киллар.

Киллар считает основной проблемой нехватку людей, которые отмечают себя зараженными. Чтобы устранить ее, министерство планирует увеличить сознательность населения. «Мой личный опыт: когда первые знакомые получили положительный диагноз, я спросил у них, напомнили ли чиновники Департамента здоровья, чтобы они отметились в приложении HOIA, и в половине случаев этого не было сделано. Со стороны государства это казалось довольно второстепенным игровой площадкой ИТ-фриков», - указал Кяэрамеэс на вторую проблему в цепочке.

Развитие приложения застопорилось

Застопорилось и развитие приложения. Центр инфосистем здоровья и благополучия (TEHIK), отвечающий за техническую сторону приложения, объявил тендер на развитие приложения HOIA еще в начале октября, но он провалился. Тендер на 600 000 евро был приостановлен, поскольку один из поставщиков, удаленный из конкурса, оспорил его. Теперь тендер объявлен заново и предложения ожидаются до 25 февраля.

По словам вице-канцлера Калле Киллара, победитель к марту должен обеспечить трансграничный обмен данными HOIA, чтобы оно было совместимо с другими похожими приложениями. «Относительно других обновлений во многом должен принять решение Департамент здоровья: где необходимо что-то улучшить, чтобы это помогло обуздать вирус», - сказал Киллар.

По словам Андреса Меритса, необходимо, чтобы обновления HOIA решали не вчерашние, а завтрашние проблемы. «Необходимо учитывать, какова, вероятно, будет ситуация в тот момент, кто его основной потребитель. Основным потребителем теоретически мог бы быть человек, который не может или не хочет вакцинироваться», - сказал Меритс, по словам которого, можно было бы сосредоточиться, например, на детях, которые вакцинироваться не могут.

По словам аналитики института программного обеспечения ТТУ Яана Прийсалу, государство должно более жестко продавливать тендер. «Чтобы реагировать на такие вещи, должен быть какой-то способ, что правительство принимает решение и не начинаются никакие споры. Политически это, может быть, плохое решение, но необходимое. Ты не можешь во время кризиса бегать по правилам мирного времени», - сказал Прийсалу.

Прийсалу считает причиной неудачи HOIA то, что инвестировали только в IT, в то время как инвестиция в пользователя не была сделана. «Чтобы пользователи отмечали себя больными, необходимо заботиться о приложении, надо сформировать привычку пользования и посмотреть, как люди себя ведут, и оповещать людей, чтобы они, заболев, действительно это делали», - отметил Прийсалу.

200 000 на информирование

В конце августа правительство решило выделить 200 000 евро на кампанию для мобильного приложения HOIA. На сегодняшний день и них осталось лишь 1100 евро.

По словам советника по связям с общественностью Министерства социальных дел Рийны Сообик, к настоящему времени первичная дигикампания приложения и все пиар-акции уже завершились.

«Большую часть расходов кампании составляют медиаплощадь, творческое решение и изготовление инфоматериалов. Пиар-расходы, которые традиционно являются частью социальной кампании, здесь не отображаются, поскольку эта половина стала задачей коммуникационного штаба министерства», - сказала Сообик

Пиарщик Андреас Каю прокомментировал, что, хотя платную коммуникационную кампанию государства он не может комментировать по существу, кампания на 200 000 евро, в то время как эстонский рекламный рынок, очевидно, составляет в год порядка 150+ миллионов евро, в контексте национального кризиса смешна.

По словам Каю, в строке расходов бросается в глаза дигикампания по запуску HOIA, бюджет которой составляет 6700 евро. «Объем дигикампании в 6000 евро в условиях, когда мы хотим призвать целевую группу к конкретному поведению в цифровом пространстве – загрузить приложение на свой телефон – неадекватно», - сказал Каю.

По мнению Каю, в ходе спецкампании в Ида-Вирумаа недостаточно внимания было уделено тому, что целевая группа эксклюзивно доступна в соцсетях.

По словам Прийсалу, основные коммуникационные ошибки HOIA заключались в том, что оповещение о наличии приложения было фрагментарным и с людьми не общались достаточно доверительно. «Кто-то должен был объявить себя собственником и сказать: это мое приложение и мы делаем это. Сейчас это такой кукушонок, которого подкинули, а вся организационная часть не была сделана», - сказал Прийсалу.

По мнению коммуникационного эксперта Ильмара Раага, корень проблемы кроется в моделях общественного поведения.

В сравнение Рааг приводит кризис с ID-картами несколько лет назад, когда выяснилось, что в ней могут быть риск для безопасности. «Предполагаемая опасность, что люди перестанут пользоваться э-услугами, как будто существовала. Но в тот же период, когда эта новость стала известной, было изучено поведение людей, и статистически не оказалось никакой существенной разницы по сравнению с поведением в предшествующие недели», - сказал Рааг, по словам которого людям удобнее не менять своих привычек.

По словам Раага, чтобы люди изменили поведение, должен быть очень сильный стимул, и если люди не видят непосредственной выгоды в приложении, они не станут им пользоваться. По его словам, невозможно с помощью коммуникации сделать важным продукт, в котором общество не видит необходимости.

Непонятно кто отвечает

Если спросить, кому принадлежит приложение HOIA, четкого ответа нет. Официально за развитие и техническую сторону HOIA отвечает TEHIK, и по словам Министерства социальных дел, приложение принадлежит Департаменту здоровья.

«HOIA – инструмент Департамента здоровья и они как владелец продукта формируют то, что мы будем развивать дальше. TEHIK проводит тендер и выполняет, так сказать, распоряжения Департамента здоровья», - говорит вице-канцлер Киллар.

Postimees поинтересовался и у гендиректора Департамента здоровья Юллара Ланно, которому принадлежит приложение HOIA, однако тот четко ответил, что Департаменту приложение не принадлежит.

По мнению Ланно, оно принадлежит Министерству социальных дел, в которое он и посоветовал обращаться с вопросами о продукте. «Я не могу ответить ни на один вопрос, поскольку не управляю этим приложением, - сказал Ланно. – Я могу лишь сказать, что открывал это приложение несколько часов назад и у меня оно работает».

О самом приложении Ланно добавил: «Думаю, что любой электронный метод для отслеживания эпидемиологических связей помогает это делать. Это показало и решение финнов, которое прекрасно работает, и изделие эстонцев не хуже, чем у финнов».

По словам пиарщика Андреаса Каю, возникает вопрос, как в ситуации, когда управляет приложением одно учреждение, а подлинным клиентом является Департамент здоровья, обеспечить, чтобы сотрудничество действительно осуществлялось, Департамент сказал бы, «чтобы от HOIA была польза, нам нужно то-то и то-то», и тогда TEHIK со своими партнерами-разработчиками смогли бы это сделать.

«Если Ланно и его учреждение отвечают за разрешение чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, важной его частью является тестирование, обнаружение следов вируса и инструментом здесь является приложение, то у него должна быть власть, воля и ресурс, чтобы влиять на то, как проходит тестирование, как проходит отслеживание контактов и точная передача информации между контактами, и как приложение и проходящее с его помощью общение между людьми и базами данных все это поддерживают», - перечислил Каю те факты, из-за которых амбиции HOIA могли не осуществиться.

«К этому прибавляется маркетинг – как в обстоятельствах, при которых пресс-конференции Департамента здоровья смотрят в интернете тысячи, но не миллион человек, достичь того, чтобы люди реально пользовались приложением, чего они не делают», - сказал Каю.

Хотя у приложения HOIA были свои проблемы и оно удостоилось критики, вице-канцлер Киллар оценил его на 9 баллов из 10. По словам Киллара, уже сам процесс создания HOIA стал историей успеха, поскольку консорциум предприятий сделал приложение для эстонского государства бесплатно.

«Глядя на трудности других стран при осуществлении этого и стоимость проектов, которая колебалась от пяти до пятидесяти миллионов евро, можно сказать, что HOIA – это точно история успеха», - сказал Киллар, добавив, что, хотя финское Koronavilkku оказалось более успешным, нам нечего стыдиться.

Успех финского приложения

Директор инфоадминистрации финского Департамента здоровья Алекси Юрттиахо.
Директор инфоадминистрации финского Департамента здоровья Алекси Юрттиахо. Фото: Soome terviseamet (THL)

Финское аналогичное приложение Koronavilkku по сравнению с нашим HOIA намного более успешно. Оно насчитывает 2,35 миллиона активных пользователей, т.е. им пользуется примерно 43% населения Финляндии.

Оно основано на той же технологии, что HOIA, т.е. им тоже не могут пользоваться те, у кого старые мобильные телефоны. Но приложение можно использовать в новых телефонах Huawei и оно совместимо с коронаприложениями других стран.

Большое отличие Koronavilkku состоит в том, что заболевший может отметить себя в нем с помощью кода. «Если ты получаешь положительный ответ на тест, ты получаешь от систему здравоохранения длинный код из цифр, который действует четыре часа. Этот код ты можешь ввести в приложение и больше ничего делать не надо. Это очень просто», - сказал директор инфоадминистрации финского Департамента здоровья Алекси Юртттиахо в интервью Postimees.

По его словам, в приложении отметили себя больными чуть менее 12 000 раз, т.е. в Koronavilkku отражена четверть зарегистрированных случаев болезни (45 488) с момента запуска приложения (31 августа 2020).

По словам Юрттиахо, их цель состояла в том, чтобы за месяц набрать миллион пользователей, а за четыре месяца – 2,2 миллиона. «В день выпуска Koronavilkku его загрузили миллион раз, таким образом, мы довольно хорошо достигли своей цели», - вспоминает Юрттиахо.

По его словам, минимум 80% жителей Финляндии имеют достаточно новый смартфон, чтобы пользоваться Koronavilkku, поэтому у Департамента здоровья, отвечающего за приложение, больше возможностей достичь цели.

Юрттиахо отметил, что Koronavilkku последовательно развивался с момента выпуска. «Как и со всеми другими приложениями, важно постоянно развивать его после запуска. Ты учишься, как работает приложение и как работает Covid. Уже в первый месяц Koronavilkku мы выпустили три-четыре новые версии», - сказал Юрттиахо, по словам которого поначалу и у них были некоторые проблемы с установлением близкого контакта, но они были исправлены.

«Если ты не развиваешь постоянно приложение, оно не может быть таким надежным», - подытожил Юрттиахо.

Комментарии (4)
Copy
Наверх