Происходят большие изменения в глобальной политике. Годовщина независимости республики - хороший повод оценить влияние изменений на нашу безопасность, проанализировать деятельность наших дипломатов в последнее время и в прошлом.
Стабильности в мире нет. Поможет ли нам заграница?
Для маленькой страны внешняя политика критически важна, ошибки имеют серьезные последствия. Заниматься ею можно лишь на основе самодостаточной концепции. Необходима дискуссия власти и общества, в которой не будет запретных тем, игнорирования чьих-то мнений и наклеивания ярлыков. Журналисты должны играть в этом процессе ведущую роль, не боясь поднимать неудобные темы.
Мне представляется, что наши дипломаты были очень успешны вплоть до вступления в 2004 году в ЕС и НАТО, позже они растерялись в изменившимся мире, более долговременной концепции просто нет. Создана священная корова следования в фарватере американской политики и ориентации на Брюссель. Последние годы никакой дискуссии не происходит, налицо пассивность общества и журналистов. Внутри ЕС большие проблемы, между США и Евросоюзом давно наметилось противостояние, Китай претендует на роль мирового лидера, Россия стала играть гораздо более весомую роль в мировых делах.
Американские перемены и неожиданный диалог РФ и США
У нас больше чем надо экспертов по США. Беда с экспертами по России - называющих себя таковыми много, но это скорее специалисты по противостоянию РФ. Немало называющих себя таковыми экспертами не владеют русским языком. Эксперты по Америке - у нас сплошь либералы, проспавшие приход к власти Трампа. Его стремление к менее затратной дипломатии и более жестким отношениям с Европой повергло их в шок. Победа Байдена наполнила их души оптимизмом. Но… во время предвыборной кампании новый президент обещал показать РФ кузькину мать, разнести в пух и прах Северный поток-2 и чуть ли не «усыновить» Навального, но на практике происходит нечто иное.
Быстро решился вопрос продления договора СНВ-3. Угроз покарать Россию за Навального много, но за ними пока ничего не следует. По СП-2 идет явный торг США и ФРГ с целью изобразить поддержку Украины без конкретных действий американцев по прекращению строительства. Полем для торга Байдена и Путина, вероятно, стали отношения РФ и Китая, а также нейтралитет при возможном столкновении США с Поднебесной из-за Тайваня. Предположу, что Байден успел дать ему конкретные сигналы, поэтому Путин не нуждается в помощи Германии при достройке газопровода и начинает решать проблемы напрямую с США, не тратя время на ее сателлитов. На первый взгляд неприглашение в Мюнхен плохой знак для Путина, но это может быть как неготовностью к встрече лидеров США и РФ, так и частью большой игры между Байденом и европейскими союзниками.
Европа, Россия и проблемы Навального
Последнее время Путин явно показывает руководству ЕС и Германии, что не потерпит неуважительного отношения. Высылка европейских дипломатов за участие в акциях в защиту Навального подтверждает готовность к противостоянию. Жозеп Боррель, главный дипломат ЕС, вернулся из Москвы несолоно хлебавши, даже о высылке дипломатов было объявлено во время его пресс-конференции. Многое говорит о том, что РФ перестала считаться с Францией в Африке. Путин показывает всем видом, что перестает считать Евросоюз серьезным мировым игроком.
Что касается Навального, то кампания в его поддержку затухает. После отмены условного срока небеса не разверзлись, Совбез не собрался, сторонники тюрьму не штурмуют. Кампания с черным пиаром режима Путина и доказательствами в духе того, что в спецслужбах полный развал, офицеры ФСБ болтают направо-налево с пранкерами и годами не могут наказать везунчика Навального, начинает выдыхаться. После того, как завершится строительство СП-2, я бы не хотел быть на его месте.
Надвигается китайское фиаско эстонской политики
Начиналось все красиво. В 2010 году открылось консульство и торгпредство в Шанхае. В 2011 году наши дипломаты договорились о прибытии в Эстонию высоких китайских чиновников с полномочиями по заключению контрактов в аграрной сфере. В последний момент китайской стороной визит отменен, поскольку президент Ильвес с группой политиков IRL пригласил далай-ламу. Странные действия, если учесть, что в 2009 году даже Германия была наказана Китаем за прием тибетского лидера. До 2016 года длился противоречивый период, закончившийся закрытием консульства и торгового представительства в Шанхае.
Президент в 2018 году посетила Китай. В 2020 году шведская логистическая фирма заявила о возможном участии Эстонии в контейнерном мосте «Китай-Швеция». Счастье было близко. Но на днях нашлись у нас эксперты в штатском, официально причислившие в ежегоднике внешней разведки Китай к внешним угрозам для Эстонии. Китай жестко требует разъяснений. Занавес.
Внешняя политика Эстонии в это сложное время
Никто из «героев» китайского фиаско не получил даже официального порицания. Более того, на днях в Мюнхене президент назвала Китай страной, вызывающей опасения. Эстония выслала российского дипломата, мы в авангарде требующих санкций против РФ за Навального. Отдельная трагикомедия - деятельность евродепутата Рихо Терраса. Он пытается инициировать отставку главного дипломата ЕС Борреля, дает воинственные интервью в СМИ. Может, его боевой дух лучше направить на получение сельхоздотаций для Эстонии? Это больше соответствует мандату и целям пребывания в Брюсселе.
Но самое странное, что одновременно новая глава МИД собирается довести до окончательного подписания пограничный договор (его россияне уже однажды подписали, но наши патриоты оригинально уточнили). Все это похоже на сумбур и отсутствие единого центра принятия решений. О наличии единства и реализации какой-то концепции во внешней политике говорить не приходится. Вряд ли все описанное укрепило нашу безопасность.
Невыученные уроки истории
Вардо Румессен, один из идеологов восстановления независимости, в известном интервью с Урмасом Оттем сказал, что эстонское руководство слишком торопится вступать во внешнеполитические союзы. Было бы полезно для начала разобраться с тем, какой месседж страна собирается нести остальному миру. Быстро перестроившийся телеведущий в ответ критиковал Румессена за недостаточный патриотизм. Есть ощущение, что мы сейчас пожинаем плоды несделанной работы середины девяностых.
Во время пандемии мы задумались о необходимости профессионалов в руководстве здравоохранением. Ошибки во внешней политике могут быть хуже эпидемии. Мы не можем влиять на сверхдержавы, но вполне реально разобраться с приоритетами, скоординировать деятельность всех заметных политиков во избежание проблем для имиджа страны в мире. Совсем несложно не провоцировать восточного соседа неразумными претензиями и сфокусироваться на объединяющих с Россией моментах. Хочется надеяться, что противоречивые результаты во внешней политике подтолкнут общество к началу дискуссии и требованиям изменений в этой сфере.