Без крова, но малой кровью: как живут сейчас маардуские погорельцы?

Copy
Огонь успел так сильно распространиться, поскольку спасатели начали с эвакуации людей.
Огонь успел так сильно распространиться, поскольку спасатели начали с эвакуации людей. Фото: Sander Ilvest / Postimees
  • Пришлось выбегать с малышом на мороз в тапочках
  • Видеть свое потерянное жилье было ужасно
  • Помогли добрые люди и городские власти
  • Социальный дом будет восстановлен

Прошло почти два месяца с тех пор, как в социальном доме Маарду вспыхнул пожар, который оставил без крова 48 постояльцев. Как они живут сейчас?

«Благодаря работающей противопожарной системе и грамотным действиям работников социального дома нам удалось обойтись без человеческих жертв», –вспоминает руководитель пресс-службы Маардуской горуправы Елена Кацуба.

Не преступление

Точную причину пожара спасателям установить не удалось, поскольку место, с которого началось возгорание, выгорело полностью. «На сегодняшний день известно, что пожар начался в 21:40 в одной из комнат второго этажа и перекинулся через окно на третий этаж. Сильный ветер способствовал быстрому распространению пожара, который удалось потушить в 01:43 ночи», – сообщила Кацуба.

Так выглядел третий этаж через несколько дней после пожара.
Так выглядел третий этаж через несколько дней после пожара. Фото: Маардуская горуправа

Пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Виктория Корпан уточнила, что это был несчастный случай. «Нет основания полагать, чтобы причиной пожара стало преступление, и нет основания для производства», – отметила она.

По словам Кацубы, сразу после пожара для проверки состояния здоровья в больницу были направлены шесть человек, которые в настоящий момент чувствуют себя хорошо, постепенно оправляясь от шока и восстанавливая нормальный образ жизни.

Часть потерявших кров людей были размещены в другом здании социального дома, некоторых забрали домой родственники. «Другие погорельцы пожелали жить в гостинице, и город частично оплачивает расходы на их проживание. Одна семья с маленьким ребенком получила от города социальное жилье, – говорит Кацуба. – В настоящий момент часть пожилых людей, которые нуждаются в большем уходе, в том числе люди на инвалидных колясках, находятся в Каллавереской больнице в сестринском отделении, где о них заботятся и обеспечивают необходимый уход. Часть расходов по их пребыванию в больнице также взял на себя город».

В тапочках на мороз

Елена Анищенко вместе с мужем и сыном, которому всего год и девять месяцев, проживали как раз на втором этаже, их квартира находится в левом крыле, пожар вспыхнул в правом. В момент возгорания вся семья была дома. «Я только искупала ребенка и уложила его спать. Как раз собиралась сама идти мыться, но услышала, что в коридоре прозвенело три отдельных звонка (сработала пожарная сигнализация прим. ред.), – рассказывает Елена. – Сначала никак не среагировали, но, когда стало звенеть беспрерывно, вышли посмотреть, что происходит, и увидели черный дым».

Она растерялась, но их спасла быстрая реакция мужа. «Если бы мужа не было рядом, я не знаю, что бы я сделала. Он сразу крикнул, чтобы я быстро собирала ребенка, иначе мы все тут сгорим, – продолжает свой рассказ Анищенко. – Ребенок был уже в пижаме, успели надеть на него теплые носки, ботинки, комбинезон и шапочку. Сама я толком не успела одеться: на мне были футболка, брюки и носки, выскочила на улицу прямо в тапочках».

Горуправа приняла решение восстановить социальный дом, сделать его более современным и еще более комфортным для людей

По ее словам, муж прижал ребенка к себе и, видимо, благодаря этому сын не надышался дыма. Когда они оказались на улице, людей вокруг было немного, но уже вовсю трудились спасатели. На их глазах развернулась и спасательная операция: через окно второго этажа правого крыла эвакуировали звавшего на помощь мужчину. «Сначала мы видели только дым, потом уже заметили огонь, который очень быстро перекинулся на третий этаж, – вспоминает Елена. – Люди, которые жили на третьем этаже, потеряли все».

Жизнь с чистого листа

По словам Анищенко, около часа они простояли на улице, потом их посадили в автобус. «Потом нас отвезли в Народный дом, всех обеспечили водой, был чай, печенье, а потом отправили в отель, где мы переночевали одну ночь. На следующий день нас уже стали распределять. Нам дали однокомнатную квартиру. Здесь есть ванная, туалет, тепло, но я пока еще не привыкла, тяжело с этим свыкнуться», – рассказывает она.

Фото: Маардуская горуправа

Ей было очень трудно возвращаться в свою квартиру и увидеть, что с ней стало. «Наша квартира тоже пострадала, ее всю залили водой и все провоняло дымом. На самом деле, из квартиры привезли много вещей, но я почти все выбросила, поскольку они пропитались дымом. Удалось спасти холодильник, стиральную машину, комод, даже телевизор работает. К счастью, сохранились и документы, – сказала Анищенко. – Конечно, очень тяжело так резко потерять свое жилье. Когда ходила туда за вещами, все это видеть было так больно… Это ужасно».

Но Елена тронута поддержкой людей, которые не оставили погорельцев наедине с их горем и откликнулись на призыв о помощи. «Вещами нас просто засыпали, малыша тоже одели, игрушек надавали. Мы очень благодарны, спасибо большое добрым людям», – говорит Елена.

Непригодно для проживания

Горуправа также подтвердила, что известие о том, что пострадавшим в пожаре людям требуется помощь, нашло искренний отклик как в сердцах жителей Маарду, так и в соседних волостях и городах. «Утром 9 января горуправа опубликовала информацию о сборе вещей первой необходимости. За три часа люди принесли очень много одежды, что помогло обеспечить всех погорельцев необходимой одеждой и обувью, не побоюсь сказать, что на год вперед, – говорит Кацуба. – Часть этих вещей была передана людям, другая часть находится на складе, и любой погорелец может в любой момент получить необходимые ему предметы одежды и обуви. Большое количество вещей людям сейчас просто негде хранить».

Фото: Маардуская горуправа

По ее словам, люди, приносившие вещи, говорили на русском, эстонском, английском языках, некоторые приехали из Таллинна, Виймси и Йыэляхтме. «Мы искренне благодарны всем людям, которые откликнулись на нашу беду. Многие выразили желание поддержать погорельцев материально, и нам известно, что сбор денег открыло некоммерческое объединение Maardu Memory, – говорит она. – О точных собранных суммах нам пока неизвестно, но сбор продолжается. Мы убеждены, что в сотрудничестве с социальной службой горуправы нуждающиеся в помощи люди ее обязательно получат».

Кацуба отметила, что, помимо частичной компенсации расходов на жилье, город поможет всем пострадавшим жителям восстановить документы. «Всем 48 пострадавшим город выплатил одноразовую финансовую помощь, они обеспечены бесплатными горячими обедами и в ближайшее время получат продуктовую помощь», – уточнила она.

По оценке страховой фирмы Salva Kindlustus, здание стало непригодно для проживания. Пожар полностью уничтожил третий этаж и правое крыло дома, а использовавшаяся для тушения вода нанесла зданию повреждения вплоть до подвала. «В настоящий момент страховщики еще подсчитывают точную сумму, подлежащую к выплате. Горуправа приняла решение восстановить социальный дом, сделать его более современным и еще более комфортным для людей, – говорит Кацуба. – Восстановление социального дома стало одним из приоритетов, и город готов инвестировать в него дополнительные средства в случае, если страховые выплаты не покроют всех расходов. Мы планируем восстановить социальный дом в течение этого года».

Наверх