Не совсем понятно, почему обращение президента Керсти Кальюлайд к «уважаемым соотечественникам с другими культурными корнями и родным языком» во время выступления 24 февраля вызвало столько непонимания в русскоязычной среде, пишет обозреватель Айн Тоотс.
В защиту президента (7)
Виной тут, вероятно, непривычность формулировки «с другими культурными корнями и родным языком», на что в какой-нибудь другой стране, не знакомой с понятием «единый советский народ», никто бы и внимания не обратил. В советские времена считалось неприличным делать упор на национальность или происхождение, поэтому кому-то и сейчас кажется, что этого надо чуть ли не стыдиться.
Правда, у нас уже не боятся признавать, что знание русского языка дает преимущества при поиске работы, но с корнями все еще проблемы. Особенно забавна такая стыдливость на фоне обвинений, что русских хотят ассимилировать, превратить в эстонцев (т.е. людей без корней). Керсти Кальюлайд – президент завтрашнего дня, поэтому некоторые ее высказывания и вызывают раздражение у людей, живущих в мире вчерашнего дня.
Следующий момент, касающийся затасканной темы единой школы: «Я отдаю себе отчет в том, что понять это вам трудно, но это так – нам, эстонцам, нужна твердая уверенность, что со всеми ходившими здесь в школу мы можем говорить по-эстонски». А вот этот пассаж обращения ко всей аудитории адресован уже не столько «уважаемым соотечественникам», сколько тем эстонцам, которые до сих пор с недоверием относятся к переселенцам послевоенной поры. В виде подсказки добавлено, что русскоязычным трудно понять, почему некоторые эстонцы относятся к ним так, а дальше – целая пригоршня сладостей: решение языковой проблемы «поможет им стать нашими спутниками, любящими или по крайней мере понимающими Эстонию и эстонцев», что «позволит нам самим стать более открытыми».
Многие наблюдатели наверняка обратили внимание на то, что нынешняя речь Керсти Кальюлайд чем-то напоминает предвыборную агитацию, чего раньше не случалось. Отсюда и массированная атака, напоминающая о событиях января 2019 года, когда из-за несчастных плакатов на трамвайной остановке в Таллинне оппоненты дружно завалили «Эстонию 200». Интересно, удастся ли им это и на сей раз?