Заметки с выставки: у Таллинна есть не только лицо, но и другие части тела

Вера Копти
Copy
Каким будет Таллинн в 2050 году?
Каким будет Таллинн в 2050 году? Фото: Вера Копти.

Публикации о новых архитектурных проектах, о строительстве новых объектов и жилых комплексов вызывают неизменный интерес у читателей портала Rus. Postimees. При обсуждении того или иного нового проекта горожане все чаще вмешиваются в решения властей. И это хорошо. Но одного желания вмешаться мало. Для этого чаще всего не хватает элементарных знаний, информации.

В Эстонском музее архитектуры открылась и будет работать до 25 апреля выставка «Незаконченный город. Градостроительные концепции Таллинна», которая приглашает взглянуть на столицу и перспективы ее развития с точки зрения современного городского планирования.

Что касается визуальной составляющей, то главную роль в экспозиции, развернутой на втором этаже Архитектурного музея, играет огромный экран, на который транслируются различные планировки Таллинна с пояснениями на эстонском и английском языках. И – как своеобразное отражение – оформленный как песочница план Таллинна на полу, где можно строить целые микрорайоны. Эдакий диалог виртуальности и реальности.

Новая экспозиция в Архитектурном музее.
Новая экспозиция в Архитектурном музее. Фото: Вера Копти.

Остальные экспонаты – это различные макеты, диаграммы, планы, малопонятные не специалисту, и висящие по периметру фотографии того Таллинна, который пока не освоен нашими градостроителями.

Поэтому очень хорошо, что музей предложил не просто осмотреть экспозицию, но и принять участие в экскурсии на русском языке, которую провел архитектор Иван Сергеев.

Экскурсию по выставке ведет архитектор Иван Сергеев.
Экскурсию по выставке ведет архитектор Иван Сергеев. Фото: Вера Копти.

В сущности, получилась не экскурсия, а дискуссия. Пришедшие в музей задавали Сергееву самые разные вопросы, порой имеющие отношения не к теме выставки, а к сиюминутным градостроительным проблемам. Практически на все вопросы были получены ответы.

Цель выставки, по словам Сергеева - научить нас с вами, горожан, читать город, как оркестровую партитуру. «Город как результат усилий градостроителей и планировщиков похож на музыкальную партитуру, в которой специалист услышит партию скрипок, выделит партию духовых инструментов и так далее», - сказал архитектор.

Поэтому экспонаты выставки – составные части исследовательского проекта Эстонской академии художеств (ЭАХ) «Незаконченный город» - призваны понять, что, собственно, происходит в городской среде Таллинна, так как все это должно делаться в интересах жителей города и, что немаловажно, за их счет.

Большое внимание на выставке уделено истории строительства и дальнейшему развитию Ласнамяэ. Это не удивительно: самый большой по площади и по численности населения район появился не вчера и не застыл в сегодняшнем дне.  

План Ласнамяэ 1973 года.
План Ласнамяэ 1973 года. Фото: Архитектурный музей.

«Планировалось, что люди будут не только жить, но и работать в Ласнамяэ. Для этого была оставлена свободной от жилой застройки зона улицы Пунане. Ласнамяэ должен был стать пешеходным районом с удобной инфраструктурой, - рассказал Сергеев. – И это было бы вполне логично. Вторым возможным решением было бы превращение части района в своеобразный ласнамяэский Теллискиви. Но случилось то, что случилось».

На планах, представленных на выставке, можно увидеть, как должны были выглядеть вторая ласнамяэская транспортная артерия – улица Раху, кольцо трамвая на Лийвалайа, как колеблется высота застройки и плотность населения в городе.

Оказалось, что социальные проблемы и городское планирование тесно связаны. «Таллинн - один из самых сегрегированных городов Eвропы», - сказал Сергеев. Не ожидали такой формулировки? А ведь мы априори считаем, например, что Ласнамяэ – русский район, а Нымме – эстонский, а Пирита – район богатых не зависимо от национальности.

Планировки больших городов, как объяснил Сергеев, часто предполагают усугублять сегрегацию путем скученного строительства социальных домов. Мы прекрасно знаем, во что превратилась улица Раадику все в том же Ласнамяэ. Сергеев предлагает рассеивать социальное жилье по всем районам города, интегрируя таким образом его жителей, а не заставляя их вариться в котле с закрытой крышкой. Известно, что в нем происходит, когда вода начинает закипать.

Это предложение - безусловно, очень спорное, и если с этим планом согласятся и отцы города, то недовольство жителей отдельных районов неизбежно: вспомните, как протестуют против строительства «Максимы» в Пирита, хотя участок земли под застройку давно уже той же «Максимой» выкуплен. 

Карта собственности на таллиннскую землю.
Карта собственности на таллиннскую землю. Фото: Архитектурный музей.

Вот тут мы ненароком приблизились к священной корове капитализма – частной собственности. На одном из планов хорошо видно: желтым обозначено 47,2% площади Таллинна – частная земля. Городу принадлежит окрашенные голубым цветом 26,5% территории, государству – оранжевые 14,6%. Именно исходя из собственности на землю планируются жилые районы. Именно поэтому в Эстонии невозможен российский сценарий сноса хрущевок и брежневок в спальных районах: попробуйте покуситься на пятиэтажку, стоящую на приватизированной земле! Возможна только купля-продажа, причем по рыночной цене.

Градостроительство тесно связано не только с экономикой, но и с политикой. Частенько утверждение детальных планировок откладывается на долгие годы, случаются и споры из-за земельных участков. Самый яркий пример последних лет – монумент на Маарьямяги, который расположен частично на городской, частично – на государственной земле.

«Город, как человек, состоит из лица, внутренних органов, позвоночника, других частей тела, - закончил экскурсию Иван Сергеев. – От города, как и от человека, нельзя требовать, чтобы была видна только одна его часть - парадная».

Выставка будет открыта до 25 апреля. Организаторы планируют, что экскурсии по ней, в том числе и на русском языке, будут проводиться регулярно.

Комментарии
Copy
Наверх