Экономист Банка Эстонии: социальное влияние ограничений больше экономического

Copy
Экономист Банка Эстонии Каспар Оя.
Экономист Банка Эстонии Каспар Оя. Фото: Mihkel Maripuu

Ограничения прежде всего повлияли на отрасли с низкими заплатами и производительностью, поэтому видимое влияние ограничений на экономику меньше, чем социальное влияние, признал экономист Банка Эстонии Каспар Оя.

В четвертом квартале прошлого года ВВП Эстонии в годовом сравнении упал на 1,2 процента. Рост притормозили такие отрасли, как размещение, питание и развлечения. Также рост ВВП снизило сельское хозяйство, которое развивалось скачкообразно. В то же время в некоторых отраслях, как ИТ и финансовый сектор, дела шли очень хорошо.

По сравнению с другими странами ЕС, в Эстонии оптовая торговля в конце прошлого года была намного сильнее. Это характеризуется мягкостью ограничений: дела сектора, направленного на внутренний рынок, во многом зависят от наших собственных ограничений. Также ожидания предприятий стали более оптимистическими, чем в остальной Европе. С другой стороны, производительность экспортного сектора развивалась наравне с другими странами Евросоюза: дела этого сектора больше зависят от ограничений других стран.

Экспорт рос очень сильно

В случае экспортного сектора заслуживает внимания тот факт, что оборот фирм в четвертом квартале был намного лучше, чем рост производительности. Экспорт товаров в четвертом квартале вырос больше 14 процентов. Но продолжился спад дополнительной ценности в обрабатывающей промышленности.

Предприятия скорее распродавали то, что было на складах, чем увеличивали производительность. Опросы показывают, что отсутствие рабочей силы и оснащения ограничивали производительность больше, чем прежде. В нестабильных условиях и умышленно сокращали объемы запасов, чтобы отправить в оборот деньги, находящиеся в запасе.

Данные мобильного позиционирования показывают, что возврат к нормальному ритму жизни продолжался в октябре и ноябре, несмотря на рост заражаемости. По сравнению с другими странами ЕС у нас меньше людей оставались на удаленной работе или без работы.

В декабре ограничения усилились, и снова увеличилось количество людей, которые были без работы, но в начале года это количество снова сократилось. В других странах Евросоюза люди так быстро на работу не вернулись.

Хотя влияние ограничений на экономику в четвертом квартале было умеренным, не стоит забывать, что серьезные ограничения вступили в силу в декабре, а потому они не смогли оказать слишком большого влияния на ВВП.

Наверх