Нападение на главврача Северо-Эстонской больницы Пеэпа Тальвинга, травля главы научного совета Ирьи Лутсар, повышенный градус кипения возмущенного разума и бурления кое-чего в соцсетях (а больше сейчас побурлить особо и негде), войны между сторонниками масок и антимасочниками. Всё это приметы нашего времени, имя которым – ненависть.
Песня о тревожной ненависти
Казалось бы, с чего? Вроде не война, перед тобой не захватчик, а человек с определенными должностными обязанностями либо просто с другим мнением, никто тебя не грабит, не убивает, в рабство не гонит. Но это только «казалось бы». И если в интернете холивары по любому поводу давно стали делом обычным, то моральное и даже физическое давление на медицинских работников еще и в реале – это что-то новенькое и совершенно гнусненькое.
Дело врачей живет
Ковид придумали врачи, за него получают деньги, врачи сами всех заражают, ковид им выгоден, они ставят над нами эксперименты, они ничего не понимают – и в то же самое время: «Пусть они нас лечат от всего!» А в ответ на предложение заранее отказаться от медицинской помощи в случае тяжелого течения «несуществующей болезни» тут же раздается визг о клятве Гиппократа. Врачи нам должны, они обязаны, они не имеют права, мы имеем право… И никто почему-то не говорит: «Да, если я заражусь, не лечите, а киньте-бросьте меня в Волгу-матушку».
По их потусторонней логике, оказывается, можно: заразиться болезнью, которой нет, и получить тяжелые осложнения от инфекции «ничуть не страшнее насморка». Как будто с каждым насморком они бегают по врачам. Но зато с этим самым нестрашным насморком они привыкли бегать по гостям, магазинам, пабам, ездить в общественном транспорте, ходить в присутствие и – в обоих смыслах слова – чихать на всех. Исключительно для повышения коллективного иммунитета.
К сожалению, культурка поведения простуженного человека всегда была у нас где-то на уровне плинтуса: мы вам не азиаты, которые чуть что – сразу в маски. Привычки надевать маску хоть иногда у нас нет, привить ее, похоже, невозможно. И именно из-за того, что маски никогда не носили больные, теперь их вынуждены носить и пока еще здоровые. А что там лопочут эти подкупленные мировой закулисой врачи, никто не слушает. И если общественная мысль будет развиваться в заданном направлении, то скоро в чью-то просветленную интернетом голову придет идея сжигать врачей на кострах, а то и поедать на завтрак – пусть исцеляют изнутри на манер пилюлей.
Где нет людей, опричь собаки
Сугубо научные споры самопальных вирусологов и эпидемиологов (бывших экономистов и искусствоведов) по вопросу существования и реальной опасности ковида потихоньку сдают позиции, и под аплодисменты публики на авансцену выходят масочные баталии. И это уже совсем не смешно – хотя бы потому, что у антимасочников явно отсутствуют чувство юмора, образное мышление и стремление к самосовершенствованию.
Намордник, говорите? А это очень просто, и даже масок не нужно: достаточно рубануть соцсети. Всё. Лаять никак, удастся только тихонечко повыть.
И если оставить в стороне аргументы о вреде масок с точки зрения «высокой науки», – аллергиях, асфиксиях, самоотравлениях, корчах, судорогах, поносе и золотухе – в которых творчество присутствует на уровне песнопений в честь удачной охоты на мамонта, то в сухом остатке у нас оказывается ровно одна метафора: мы вам не собаки - намордники носить. И под этим лозунгом мы вынуждены жить уже почти год. Не, нельзя сказать, чтобы образ совсем не развивался и не обрастал деталями: вскоре какой-то доморощенный Джером предположил, что на нас еще и ошейники наденут – и все так хохотались, так хохотались… И повторяли остроту на все лады. А потом был совершен мощный прорыв: к ошейникам пристегнут поводки! Но мы-то с вами – свободные люди, и такого, конечно же, не потерпим.
Да неужели? Давайте посмотрим, и заранее приношу свои глубокие извинения, но я всего лишь разворачиваю не мной придуманную метафору – у меня бы фантазии не хватило. А разве мы уже не носим ошейник под названием «работа»? А разве к нему не пристегнуты поводки и цепи самых разнообразных финансовых обязательств? А разве другой конец цепи не прикреплен к нашим самым разным индивидуальным будкам? Ну да, бегать в соответствии с длиной поводка (у кого-то до Турции дотягивался, у других – аж до Мальдив, а у многих – только до Пирита) было можно, а сейчас большинству цепь укоротили, что чувствуется. Зато пока еще гавкаем свободно. Намордник, говорите? А это очень просто, и даже масок не нужно: достаточно рубануть соцсети. Всё. Лаять никак, удастся только тихонечко повыть.
Посрамление Нострадамуса
Психологи считают, что агрессия всевозможных ковидоотрицателей и маскоборцев, направленная на всё, что шевелится не в ногу с ними, – всего лишь проявление страха инфантильной натуры. Ну, как в детстве – зажмуриться и не видеть, громко вереща от ужаса. Мы знаем, что существует пять стадий принятия неизбежного, и инфантильная часть общества через год отважилась только на первый шаг, – от отрицания к гневу – тогда как взрослые уже поторговались и сидят кто в депрессии, кто в принятии. Отсюда и это разделение на уровне стенка на стенку. А еще – от неопределенности.
Сложившейся ситуации в какой-то степени способствует и наше правительство. Половинчатые меры и противоречивые решения которого не успокаивают, а только подогревают взаимную неприязнь. Что значат туманные указания в духе «в общественных местах маску носить обязательно, но это не обязательно» и «за отсутствие маски штрафовать будем, но вряд ли будем»? Вы уж там определитесь, пожалуйста, господа министры, что обязательно и что вы будете или не будете, а то вверенный вам народ в растерянности. Да и Нострадамус со своими примитивными катренами от зависти к таким крутым иносказаниям уже выпрыгивает из могилы.
Боитесь потерять пока еще не приобретенную популярность? Дарю идею: сообщите, что за отсутствие масок и несанкционированные сборища по кабакам будете люто штрафовать, а деньги от лютоштрафов направите на поддержку лиц, предприятий и отраслей, пострадавших от пандемии экономически, – и выполните свое обещание. И будет вам мощная поддержка значительной части населения. Или, наоборот, позвольте всем жить как они хотят, но переключите больницы и пункты EMO на обслуживание исключительно коронавирусных пациентов и подождите, пока любители свободы не переломают себе ноги. Ну да, так себе идея, но уже решите хоть что-то, и чтобы за это «что-то» отдувались вы, а не Ирья Лутсар.