Вспомним Изменилась ли и как коронариторика Каи Каллас в правительстве (1)

Copy
Кая Каллас.
Кая Каллас. Фото: Tairo Lutter / Postimees

Кая Каллас руководит правительством чуть больше месяца, и за это время распространение коронавируса приняло критические размеры. Оппозиция хватается за этот факт как голодный за кость, пишет Postimees.

При смене правительства местами парадоксальным образом изменились роли и прежние позиции политиков. Например, прежнего министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу («Отечество») высмеяли в социальных сетях после того, как он раскритиковал план вакцинации: недостатки того самого плана вакцинации считают одним из самых крупных провалов правительства Юри Ратаса, а Кае Каллас сейчас приходится латать все дыры.

Но насколько сама Каллас сохранила свои взгляды после перемещения из оппозиции в Дом Стенбока?

В марте прошлого года решение правительства Ратаса о введении чрезвычайного положения восприняли без особой критики. Но при смягчении ситуации и в ожидании второй волны убеждения оппозиции изменились. Летом постоянной темой, связанной с вирусом, был допуск в страну иностранной рабочей силы (прежде всего, украинских сезонных рабочих), а также ограничения на авиаперелеты. По обоим вопросам коалиция и оппозиция единодушия не находили. Критике подверглось и общее летнее бездействие, а также, например, оставление без обслуживания вентиляционных систем в школах и на рабочих местах.

Вирус признает границы или нет?

В начале сентября в своем блоге Каллас страстно осуждала решение правительства о введении Министерством экономики ограничений на перелеты: «Эксперты говорят, что закрытие границ весной было неразумным, поскольку вирус не признает паспортного контроля и границ, а очаги уже и так имелись в самой Эстонии. Мы находимся в Шенгенском визовом пространстве, а это одна из базовых свобод Европейского союза — свободное перемещение людей в пределах ЕС. Пограничные предписания Шенгена говорят о том, что в случае серьезной угрозы общественному порядку или внутренней безопасности, или в случае чрезвычайного положения можно ввести пограничный контроль на внутренней границе продолжительностью в 30 дней. Объемы и продолжительность временного пограничного контроля не могут быть больше и продолжительнее, чем нужно для реакции на серьезную угрозу».

Став премьер-министром, Каллас не стала особо ломать голову над вопросами путешествий. Правительство Эстонии такие ограничения скорее исключило, что привело к решению финнов — закрыть свою границу.

В то же время, если Каллас стояла на основанном на науке решении кризиса, то утверждение о том, что вирус границ не признает, не нашло поддержки, например, у руководителя научного совета Ирьи Лутсар.

Во вторник она сказала Postimees: «Именно по этой пандемии мы видим, что вирус теряет темп, если введены изоляция и карантин. В Австралии и Новой Зеландии нет высоких показателей заражения, но они очень закрыты. До тех пор, пока границы закрыты, вирус можно контролировать».

Школы или бары?

В том же сентябре тогда еще оппозиционный лидер Каллас задалась вопросом, почему правительство и мэр Таллинна Михаил Кылварт первым делом бросились закрывать школы, в то время, как людей призывают приходить в кафе.

«Эпидемиологи говорят, что школы закрывать не нужно и что с позиции распространения вируса главной проблемой скорее являются места сбора народа и праздники», - отметила Каллас и предъявила претензию: большие праздники и собрания народа с одобрения правительства проводятся, а управление системой образования можно назвать в лучшем случае хаосом.

Задним числом стоит отметить, что после весеннего масштабного закрытия школ во время чрезвычайного положения, к новому закрытию школ правительство подошло лишь в декабре.

К январю убеждения Каллас стали более льготными для ресторанов и кафе. Она усомнилась, разумно ли заставлять рестораны закрываться раньше, опираясь на то обстоятельство, что работать дольше можно, если они смогут обеспечить рассеивание и рассаживание людей. Кроме того, она отметила, что очагов в ресторанах и увеселительных заведениях нет.

18 февраля, когда правительство Каллас ввело первые жесткие ограничения для школ, все же было решено ввести для точек общепита правило 50-процентной заполняемости. На той же пресс-конференции она снова заверила, что не считает правильным вводить раннее закрытие точек общепита.

Но через неделю появилось требование закрывать двери не позже 18 часов, а в этот вторник правительство вообще решило закрыть рестораны в выходные дни. Зато школы получили определенное послабление, поскольку выпускникам позволят два дня в неделю учиться контактно.

25 февраля на пресс-конференции у Каллас также спросили об открытых точках общепита, и тогда она обосновала это так: «Если люди по-прежнему должны ходить на работу, они должны что-то есть. Раньше можно было лишь купить еду навынос, и у дверей точек общепита возникало столпотворение, начинался ажиотаж».

Таким образом, хотя Каллас неоднократно подчеркивала ущербность удаленного обучения, и ей не удалось избежать этого шага. А в том, что касается убеждений по точкам общепита, то по сравнению с осенью видно, что последние решения вместо ресторанов вновь отдают предпочтение школам.

Ответ кривой заражения

Может быть, удобнее всего придраться к первым шагам Каи Каллас, предпринятым ею на посту премьер-министра.

С декабря ее правительству предъявляют претензию в том, что оно не отреагировало на явный рост кривой заражения. Она тогда подчеркнула, что Эстонии «нужен очень четкий план на ближайшие месяцы, как сломить кривую заражения, а после держать вирус на таком уровне, при котором мы смогли бы держать открытыми самые необходимые для общества услуги. Дети должны получать образование, люди — плановую медицинскую помощь, а дающие работу предприниматели должны получить уверенность в сохранении рабочих мест. О недостатке такого плана говорят руководители больниц, медицинские специалисты, руководство самоуправлений и предприниматели. Я убеждена, что такой план можно составить, если мы не будем заниматься политическими дрязгами и посторонними делами».

Через месяц после того как Каллас стала премьер-министром, рост кривой заражения продолжился. Старое правительство начало смягчать ограничениях, а правительство Каллас продолжило ту же линию, сравняв ограничения по всей стране. Последствия этих шагов многие специалисты считают ошибкой.

Наверх