Телекоммуникационные компании в Эстонии годами записывают различные данные о людях, но теперь Европейский суд постановил, что наши законы не соответствуют европейским стандартам и что у прокуратуры не должно быть права давать разрешение на использование контактных данных людей, пишет Postimees.
Решение Европейского суда может повлиять на тысячи уголовных дел в Эстонии (2)
Вчера Европейский суд вынес решение по, казалось бы, простому делу. В частности, в 2017 году Вируский уездный суд приговорил человека к двум годам лишения свободы за несколько краж движимого и денежного имущества и использование банковской карты третьего лица, в результате чего ему был причинен ущерб почти в 4000 евро. Он также применил насилие в отношении стража правосудия.
Подсудимый подавал апелляцию до тех пор, пока не дошел до госсуда. Поскольку вещественными доказательствами также были материалы, запрошенные в соответствии с Законом об электронных коммуникациях, у суда возник вопрос, одинаково ли понимается этот вопрос в законодательстве Эстонии и Европейского Союза. Дело дошло до Европейского суда, где вчера было принято решение: эти данные не должны приниматься во внимание при отправлении правосудия.
Это затрудняет правоохранительным органам ведение производства по так называемым мелким преступлениям. Более того, Европейский суд считает, что Эстонии следует пересмотреть роль прокуратуры.
Минюст не согласен с толкованием Европейского суда. «В конце 2018 года Министерство юстиции представило на согласование план разработки Закона об электронных средствах связи, чтобы изменить ситуацию. Однако в то время было известно, что на рассмотрении Суда находился ряд предварительных постановлений, в которых эти позиции могут быть уточнены. Также в конце 2018 года госсуд представил ходатайство о предварительном решении, в котором поднял ряд вопросов, которые не были четко решены в практике ЕС. Поэтому на тот момент поправка к закону не продвигалась», - сказал советник отдела уголовной политики Минюста Маркко Кюннапу.
Кроме того, по его словам, понятие тяжкого преступления не определено на уровне ЕС. По поводу критики в адрес прокуратуры Минюст ничего не сказал. «В конечном счете сегодня слишком рано говорить, в какой степени необходимо вносить поправки в уголовно-процессуальное законодательство в связи со вчерашним решением», - сказал Кюннапу.
Какие данные собирают телекоммуникационные компании?
Имя, адрес, номер телефона, время начала и окончания и продолжительность звонка, а также данные, идентифицирующие географическое положение базовой станции.
Источник: Решение Европейского суда.
Что постановил Европейский суд
Судьи заявили, что эстонское законодательство не согласуется с нормами ЕС. В частности, как уточняется в решении, проблема заключается в том, что, хотя законодательство ЕС разрешает использование телефонных данных, хранящихся на человеке, для целей наблюдения, но - только для расследования серьезных преступлений, терроризма и преступлений против общественного порядка. Универсальное хранение и использование данных о передвижениях и местоположении проблематично, потому что это означает серьезное нарушение прав человека, ведь с его помощью можно сделать очень точные выводы о личной жизни человека.
Присяжный адвокат Карри Гинтер сказал, что решение Европейского суда подтвердило то, что он вместе со своими коллегами говорил в течение многих лет, но в ответ на что государство всегда утверждало, что адвокаты используют надуманные преувеличения, говоря о сборе данных.
Теперь ситуация благодаря постановлению Европейского суда фактически прояснилась. «Стыдно», - говорит присяжный адвокат, описывая деятельность эстонского государства: по его словам, эстонскому государству уже в 2014 году было известно о втором решении Европейского суда по аналогичному делу из Ирландии , которое уже тогда ясно показало, что у нас не все в порядке. Во-вторых, по словам Гинтера, гармонизация законодательства откладывается с 2018 года, но до сих пор ничего не произошло. «Эстония избрала страусиную тактику», - сказал присяжный адвокат, описывая ситуацию.
По словам Гинтера, самая большая проблема - это то, что будет дальше: может возникнуть ситуация, при которой многие преступники, заслуживающие осуждения, останутся на свободе, потому что правоохранительные органы использовали методы, признанные признаны Европейским судом незаконными.
«Другими словами, сбор и хранение данных в Эстонии организованы в нарушение основных прав Европейского Союза. Теперь эстонская судебная система должна найти решение в тех случаях, когда важной частью поимки преступников являются личные данные, собранные с нарушением основных прав. Бросить судебные дела в печь или закрыть глаза? Несколько лет назад была оправдана Моника Мяги, поскольку доказательства, использованные против нее, были собраны с существенной процедурной ошибкой. Есть и обратная практика», - сказал Гинтер.
Генеральный прокурор Андрес Пармас также признал, что решение Европейского суда может повлиять на тысячи уголовных разбирательств в Эстонии, сообщает ERR.
В Эстонии законы не в порядке
В своем решении Европейский суд подверг критике эстонскую практику, согласно которой использование контактных данных разрешено прокуратурой. Суд установил, что, поскольку прокуратура также представляет случае необходимости государственное обвинение, она не является независимой стороной.
Действовавшая до сих пор логика, согласно которой эстонский суд решает на заседании, можно ли вообще использовать эти данные, также неверна. Европейские судьи посчитали, что такое разрешение может дать только сам эстонский суд и до судебного разбирательства, а не после него. Таким образом, Суд считает, что нынешняя ситуация, в которой такое разрешение может предоставить прокурор, противоречит европейскому праву.
Суд также указал, что в эстонских нормах нет точных положений относительно материально-правовых и процессуальных условий, регулирующих использование данных. В настоящее время никаких особых формальных требований к запросу данных о перемещениях и местонахождении не предъявляется, что было подтверждено на судебном заседании правительством Эстонии и прокуратурой. «Наконец, круг лиц, к данным которых можно получить доступ, не ограничивается лицами, подозреваемыми в причастности к преступлению», - говорится в решении суда.
Европейский суд добавил, что, если страна не приняла европейские нормы или правовые акты и использует только свои собственные законы, они не должны быть менее благоприятными для людей, чем нормы Европейского Союза.
Карри Гинтер заявил, что, если Эстония не переймет соответствующее законодательство, Европейская комиссия сможет инициировать процедуру надзора, и стране могут грозить штрафы.
Эстонская практика сбора персональных данных - немалая проблема для обычных людей. Карри Гинтер сказал, что аргумент государства о том, что на данные никто не может покуситься, неверен: если вы живете, например, с полицейским, и у вас есть любовник, совсем нетрудно использовать эти данные для расследования ваших действий.