По сравнению с остальным миром Эстония легко отделалась прошлой весной во время первой волны коронавируса - мы были примером для Европы и остального мира по количеству заболевших и госпитализированных, а также по статистике смертности. Сегодня все наоборот, пишет Postimees.
График ⟩ Распространение вируса в Эстонии сопоставимо с худшими временами в США и Великобритании (3)
Указать на пик второй волны в Эстонии пока невозможно, потому что каждый день и неделя толкают ее все выше и выше. Италия и Франция, которые прошлой весной поставляли очень мрачные новости и картины, преодолели пик второй волны уже в ноябре, когда обе страны были снова фактически закрыты. В Италии сумма положительных диагнозов за две недели на 100 000 жителей составила в середине ноября 580 по сравнению с 861 в начале ноября.
Наихудшие показатели в США и Великобритании были в начале января этого года, и, по крайней мере, в Великобритании новый пик коронавируса связан с появлением нового штамма B.1.1.7. Способность так называемого британского штамма UK к заражению лучше, чем у обычного штамма коронавируса. Соответствующее число составляло 750 в США и 880 в Соединенном Королевстве. За пиковым числом последовало быстрое снижение, которое было достигнуто за счет строгих ограничений.
Нынешний взрывной рост заболеваемости в Эстонии также связывают с новым штаммом B.1.1.7, но. к сожалению, нет научных обоснований этого. На это указывает Криста Фишер, профессор математической статистики Тартуского университета. «Мне немного жаль, что не была секвенирована достаточно большая случайная выборка эстонских образцов . При относительно небольшой случайной выборке оценка составила чуть более 5 процентов. Но я подозреваю, что в некоторых регионах он может быть более распространен», - сказала Фишер.
На Сааремаа, например, распространение вируса увеличилось почти в пять раз за месяц, что является самым быстрым темпом роста в Эстонии. «Для меня большой вопрос в том, почему инфицирование на Сааремаа стало расти так быстро. Кумулятивная заболеваемость за 14 дней на Сааремаа составляет 1900. Самое высокое значение среди уездов Эстонии. При таком быстром росте там я не знаю, как это можно объяснить по-другому», - объяснила Фишер. В то же время нет никаких данных о распространении так называемого британского штамма на Сааремаа.
По данным Департамента здоровья, по состоянию на первое марта в Эстонии было секвенировано 1015 образцов, из которых 15 процентов, или 143, являются мутациями B.1.1.7 (британский вариант). На прошлой неделе было секвенировано почти 280 образцов, из которых на британский вариант приходится четверть или 70. По данным Департамента, распространение британского штамма вируса B1.1.7 в Эстонии стабильно.
И Фишер, и профессор прикладной вирусологии Тартуского университета Андрес Меритс, подтверждают, что без надлежащего исследования со случайной выборкой нельзя сделать никаких достоверных выводов о распространении британского штамма в Эстонии.
Тестирование со случайной выборкой, проведенное в конце прошлой недели, показало распространение британского штамма на уровне 5-6 процентов.
На прошлой неделе в восьми случаях была обнаружена мутация из ЮАР, ее в Эстонию завезли путешественники: один случай из Южной Африки, шесть из Танзании и один случай из России.
Из наших ближайших соседей в декабре пережила коллапс Литва, где в рождественскую субботу уровень заражения вырос до 1126, но на сегодня упал на 200–250.
10 января в Латвии был пик в 530 положительных диагнозов на 100 000 человек за две недели, но для них характерно медленное восстановление, и в настоящее время показатель составляет 350.
В негативном смысле мировым лидером является Чехия, где уровень заражения достиг 1200 как в конце октября, так и в начале января. Сейчас он превышает 1100 и никакого снижения не видно.
В Эстонии, правда, было значительно меньше смертей. Число смертей на миллион жителей начало расти, но текущее среднее значение - 6 смертей в день на миллион человек - намного отстает от худших периодов в других так называемых рейтинговых странах, где может колебаться между 15 и 20.