Семь месяцев ожидавшая очереди на операцию Николь не смогла попасть на операционный стол, поскольку накануне получила положительный результат теста на коронавирус. Уже через сутки она имела на руках негативный анализ с легкой долей вероятности наличия частичек вируса в организме, а еще через два дня тест показал полностью негативный результат. Но операционный поезд уже ушел.
Один против трех: жительница Таллинна осталась без операции из-за положительного теста, в правильность которого она не верит (5)
Позитив на негатив
Свою историю Николь описала в Facebook, параллельно обратившись в редакцию Rus.Postimees. История, в эпицентре которой оказалась молодая женщина звучит так: «На 25 февраля у меня была запланирована операция, я ждала ее семь месяцев. За неделю мне позвонили из больницы и сказали, что за пару дней до операции мне нужно сдать тест на Covid-19».
Тест она сдала 23 февраля и уже на следующий день получила оглушительную новость: позитивный. «Я была уверена, что у меня все в порядке. В начале февраля я сдавала такой же анализ, и он был отрицательным». Николь призналась, что для нее мир в этот момент рухнул, планы тоже: «Я судорожно начала звонить по всем врачам и больницам, но в праздник, конечно же, никто не работал, поэтому ответа на свои вопросы я не получила, направления на новый тест тоже — операция отменилась».
Николь говорит, что хорошо знает свой организм и слабый иммунитет, а потому не верит, что может болеть Covid-19, не имея ни единого симптома: «Ни единого симптома, контактов не было, маску носила, руки дезинфицировала, людей обходила за два метра».
Поскольку ситуация вызывала сомнения не только у Николь, но и у ее родственников, уже на следующий день, 25 февраля, она добилась повторного направления на тестирование. И 26 февраля пришел отрицательный ответ.
«Я сразу позвонила в Департамент здоровья, и спросила: что мне теперь делать? Мне посоветовали позвонить в лабораторию и выяснить, что произошло, не могли ли что-то перепутать», - продолжает рассказ Николь. В лаборатории ей ответили, что разберутся и перезвонят, но вместо них позвонили из Департамента здоровья и предложили сдать третий тест.
Николь не терпелось, поэтому если первые два теста она сдала в Таллинне, то на третий отправилась в Рапла, где можно было попасть в палатку в тот же день, а не сидеть в неизвестности все выходные. «Весь вечер я просидела на нервах, накрутила себя. Мне звонили друзья и родственники, интересовались самочувствием. Но все было без изменений. А 27 февраля пришел ответ теста — отрицательный».
Николь очень удивилась пережитой истории и засомневалась и в тестах, и в статистике.
Внезапно пришел и внезапно ушел
Поскольку речь идет о деликатных данных, руководитель по связям с общественностью фирмы Synlab в Северных странах Герли Кеделаук отказалась говорить об обстоятельствах тестирования Николь, но сообщила, что пациентке уже все подробно объяснили. Действительно, к тому моменту Synlab, наконец, ответил на запрос пациентки, а она представила этот ответ нам.
Из него явствует, что Николь сдавала анализы четыре раза: 4.02, 23.02, 25.02 и 26.02. Тест, сданный 23 февраля оказался положительным. Сданные 25 февраля анализы, хоть и показали отрицательный результат, но не исключали наличие вируса во время тестирования, прошедшего 23 февраля. Именно поэтому ее отправили на третье тестирование - получить ясный и однозначный ответ. Дальше ей, как и нам, было объяснено, что в Эстонии при тестировании пользуются крайне чувствительными PCR-тестами, которые способны выявить даже мизерное количество вируса. Что, по всей видимости, с Николь и произошло.
И нас, и Николь такой ответ удивил, поскольку получается так, что женщина бессимптомно переболела в период с 4 по 23 февраля, 25 февраля уже была негативной с легкими намеками, а 26 февраля - чиста как слеза младенца. И возник 19-дневный промежуток, ставший роковым для ее долгожданной операции. Возможно ли такое, ведь неоднократно сообщалось, что тесты могут оставаться положительными и через несколько месяцев после болезни, когда человек уже больным не считается?
Кристи Пруудель из Департамента здоровья сказала, что такое возможно: «По нашим данным, доля бессимптомных случаев на первой-седьмой неделях года составляла пять-девять процентов, и значительного изменения в этом нет. С 40-й недели 2020 года количество заболеваний с симптомами составляет 90 процентов от всех случаев заражения».
ВОЗ разработал инструкции, согласно которым и при отсутствии симптомов выявление вируса SARS-CoV-2 при помощи PCR-тестов, необходимо считать случаями болезни. «Сейчас ковидным больным человек считается в промежуток за два дня до проявления симптомов болезни и в течение 10 дней после. Человеку, у которого тест показал наличие вируса, назначается 10-дневная изоляция даже при отсутствии симптомов. Если же за этот период симптомы появятся, продолжительность изоляции определяет лечащий врач», - сказала Пруудель.
Грустный праздник
Допустим, Николь повезло хотя бы в этом: она бессимптомно переболела в течение трех недель, пока готовилась к операции и избегала контактов, но что делать ей и остальным, если подобная неразбериха и сомнения совпадают с жизненно важным событием, например, ожидающейся в течение семи месяцев операцией? Человек знает, что ни с кем не контактировал, людей избегал, чувствует себя прекрасно - так почему нельзя сделать поправку на ветер, принять его в больнице, изолировать, взять повторный тест и исходить из его результата? В конце концов работники Synlab зашиваются, анализируя тысячи тестов в день, могут и ошибиться, чего не происходит в больницах, где проходимость все же намного меньше.
Специалист по связям с общественностью Клиники Тартуского университета Хелен Каю объяснила, как в Клинике Тартуского университета борются с проникновением Covid-19 в помещения больницы, чтобы защитить и других пациентов, и медицинских работников.
«Клиника ввела обязательное тестирование на SARS-CoV-2 для всех пациентов, приходящих на стационарное лечение, а также пациентов дневной хирургии, - объяснила Каю. - Для начала планового лечения требуется только отрицательный результат. Требование не распространяется на пациентов, которым нужна неотложная помощь, также на тестирование не отправляют бессимптомных детей младше десяти лет».
А далее раскрывается горькая правда: «Все прибывающие на стационарное лечение (как экстренное, так и плановое) пациенты, которые остаются в больнице, должны пройти еще одно тестирование на SARS-CoV-2. Тестирование происходит в клинике сразу после госпитализации. До получения результатов пациент должен носить маску. Если же пациент прибывает на лечение в дневной хирургии, он должен сдать тест максимум за 72 часа до хирургической процедуры».
Таким образом, против Николь сыграло то, что она сдала тест за два, а не за три дня до операции — в этом случае у нее было бы больше времени на исправление ситуации. И второе, что ей помещало — праздник, когда решить вопрос было невозможно, поскольку все отдыхали и не могли найти вариант ее поступления в клинику и повторного анализа на месте.
Сейчас операция перенесена на конец мая, а значит, у Николь есть время подготовиться. А всем остальным нужно иметь в виду, что такие ситуации тоже возможны, поэтому действовать нужно решительно и быть готовыми к любому повороту событий: не тянуть до последнего, учитывать, что Covid-19 все же можно перенести совершенно бессимптомно, и иметь в виду возможную неразбериху, то есть учитывать праздники и иметь запас времени при тестировании профилактическом, а не по болезни.