В Нарве в субботу прошла конференция на тему восстановления Старого города. Вопрос, который обсуждали уже десятки раз, можно, наконец, решить, считают участники конференции. Но что именно нужно возрождать в Старом городе, мнения расходятся.
Вадим Орлов: мы сможем найти деньги на восстановление одного квартала Старой Нарвы (4)
Снести всё советское и построить Старый город заново
Конференция в Нарвском колледже Тартуского университета прошла 6 марта - это годовщина советской бомбардировки города в 44-м году, которая отмечается как День памяти старой Нарвы. Открывая ее мэр города Катри Райк призвала “мечтать смелее”. Она рассказала, что днем ранее обсуждала ситуацию с еврокомиссаром Кадри Симсон, и выяснила, что на возрождение Старого города Нарвы можно получить европейское финансирование.
Мэр призвала, наконец, до чего-нибудь договориться и начать действовать. Но есть разные мнения, в каком объеме нужно восстанавливать, а также отдельный вопрос, будет ли новый Старый город вообще нужен - и горожанам, и туристам.
Участники дискуссии в НКТУ обсудили три проекта возрождения Старого города.
Историк Лаури Вахтре и архитектор Керт Китс предлагают построить с нуля новые дома для жителей Старого города Нарвы, снести все советские постройки в районе и заново построить дома, утраченные в 1944 году.
Всё, что предлагается снести по этому проекту, имеет собственников, и крайне маловероятно, что все они добровольно согласятся переехать. Лаури Вахтре и Керт Китс ставят в пример российский Закон о реновации, по которому власти принудительно расселили в Москве 5177 домов (более 350 тысяч квартир), переселив жителей в новые квартиры. В Эстонии, считают авторы проекта, для подобной операции тоже потребуется отдельный закон о восстановлении Нарвы, в котором будет описано, на каких условиях передавать землю девелоперам.
Авторы проекта отмечают, что хрущевки в Старом городе амортизируются и с годами хозяевам квартир нужно будет вкладывать в них всё больше денег. Поэтому новое, современное жилье для них будет выходом.
Построить один квартал - реальный план
Совместный проект на конференции представили адъюнкт-профессор Стокгольмской школы экономики Петер Зашев, директор Нарвского промпарка Вадим Орлов и известный нарвский гид, историк и краевед Александр Опенко.
По словам Петера Зашева, они решили, что нужно отстроить один квартал, и уже потом возвращаться к мечте о восстановлении всего Старого города:
“У нас в команде два человека из трех - из бизнеса, и восстановить весь Старый город они считают слишком сложным сейчас. Построить отдельные здания - это было бы странно. Лучше восстановить один целый квартал, в котором есть своя атмосфера, в которую можно погрузиться”.
Александр Опенко считает, что заново построенным зданиям нужно, по возможности, придать функции, близкие к прежним. Например, помещения, где когда-то была винная лавка, предоставить современному алкогольному магазину, восстановленную старую аптеку снова сделать аптекой, а в важне - палате мер и весов на рынке Ратушной площади - можно сделать музей контрабанды, поскольку столицей контрабанды Нарва была и до 44-го года.
Инициаторы говорят о территории в 16% Старого города - от Ратушной площади до Темного сада. В эту зону всё-таки попадают две хрущевки, но остальная территория - это руины детсада и пустыри. Город планировал устроить здесь археологический парк - просто раскопать старинные фундаменты и показывать их туристам. Но действующая общая планировка не мешает и отстроить разрушенные здания заново.
“Мы всегда думаем, что потом, как-нибудь, в будущем. Я думаю, самое хорошее время - сейчас. Пока территория не застроена”, - сказал Петер Зашев.
Вадим Орлов считает, что из двух европейских фондов вполне можно получить средства на археологические исследования и строительство коммуникаций. Город мог бы передать в проект землю (82% территории этого квартала - муниципальная земля). Начать проект Вадим Орлов предлагает с краудфандинга - собрать пожертвования, чтобы доказать, что нарвитянам этот проект важен. А основные расходы, по его расчетам, понесут частные инвесторы.
Вадим Орлов считает, что в восстановленных домах можно продать до 250 квартир, в том числе петербуржцам, а первые этажи домов займут отели, рестораны и магазины. Орлов предлагает использовать тот же принцип, что в Фонде промпарков Ида-Вирумаа - каждый инвестор получает один участок и восстанавливает одно здание, в котором потом зарабатывает.
Домик Петра - еще одна попытка
Эльдар Эфендиев, историк, бывший мэр Нарвы и бывший директор Нарвского музея рассказал о проекте восстановления дома Петра I - на углу того самого квартала, о котором говорили Зашев, Орлов и Опенко.
Восстановление Домика Петра серьезно обсуждалось в прежнем составе управы. По задумке, он стал бы музеем истории самого города, в отличие от Нарвского замка, который, скорее, военный музей.
После смерти Петра, в 1726 году Екатерина I организовала в этом доме музей царя - он стал одним из нескольких мемориальных музеев Европы того времени, а для Российской Империи - вторым музеем после петербургской Кунсткамеры.
После Второй мировой войны Старый город был взят под охрану как исторический комплекс, готовилось восстановление зданий, но в итоге их снесли. Проект восстановления дома Петра возник уже через два десятка лет после его сноса, потом - в 2000-х годах, и вот теперь - снова.
“Нам нужен поток”
После представления трех проектов, их обсудили Катри Райк, Петер Зашев, бывший главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу, городской художник Денис Полубояров и Эльдар Эфендиев.
Ведущий конференцию городской специалист по охране памятников старины Мадис Туудер спросил, а нужно ли вообще восстанавливать Старый город - ведь нарвияне гордятся и городом советского периода, который строили сами.
“Я как архитектор не могу просто мечтать, я исхожу из реальности, - сказал Пеэтер Тамбу. - Восстановить всё не получится. Восстановить как можно больше - возможно. Но с этим всегда нужно быть осторожным, чтобы не создать мертвый парк зданий. Примеры всех городов, которые в какой-то форме восстанавливали после второй мировой войны, показывали, что восстановленные дома для развития этих городов ничего не дали”.
Пеэтер Тамбу считает, что в каком-то объеме восстанавливать Старый город нужно:
“Я имею в виду восстановление города, а не домов. Нельзя путать эти вещи. Есть молодые города со старыми домами и есть очень старые города, где все дома - новые.
Надо сделать так, чтобы в самую ценную часть города мы добавили самое лучшее, что есть в наше время. Пример - здание колледжа. В будущем оно будет считаться ценным, а не дешевой копией того, что исчезло”.
Петер Зашев не согласен. Он считает, что Нарве нужен туристический магнит, и им станет новый Старый город:
“Как только возникает поток людей, возникает развитие. Нам нужны люди, нам нужен поток!”
Денис Полубояров считает, что стоит браться только за проект, который горожане поддержат:
“Если мы сами это не любим, то и туристы не придут”.
Эльдар Эфендиев считает главным в восстановлении Старого города найти ответ на вопрос, зачем это вообще горожанам. По его мнению, нарвитянам нужна понятная идея, и развитие туризма на нее не тянет. Город энергетиков - это было понятно, город текстильщиков - тоже. А какой город у нас будет теперь?