– Иногда создается впечатление, что больницы уже переполнены. А на самом деле это не так?
– Нельзя сказать, что больницы переполнены. Однако, вопрос в том, что наряду с коронавирусными больными поступают пациенты с другими тяжелыми заболеваниями (инсультом, инфарктом, аппендицитом и т.д.), которые требуют срочной помощи.
И вот с этими «чистыми» местами для экстренных больных – наибольшая проблема.
– А если мест для экстренных больных не окажется? Ваши действия?
– Этим занимаются оперативные штабы, которые будут перебрасывать пациентов в те больницы, где есть места.
– Можно ли происходящее сравнить с техногенной катастрофой?
– Нет! При катастрофе (обрушении здания и т.п.) скорость поступления больных несоизмерима с эпидемией. Требуется мгновенное реагирование.
– Каковы прогнозы по заполняемости отделений коронавирусными больными?
– К концу марта на лечении во всех больницах Эстонии может уже находиться около 1000 ковид-пациентов. Сейчас – 500-600 человек.
У медперсонала наблюдается психологическая усталость, накопились отпуска, которые невозможно использовать в силу обстоятельств.
– Власти Латвии недавно предложили Эстонии помощь в принятии и лечении пациентов. Есть ли договоренности с соседними странами? Ведутся ли переговоры на экстренный случай? Знаете ли вы, куда звонить и о чем просить?
– Все договоренности прописаны в документах, связанных с кризисными ситуациями, но все это было заложено уже давно. Уровень руководителя центра экстренной медицины не позволяет напрямую запрашивать иностранную помощь. Это прерогатива правительства и Минсоцдел.