В то время как сферу услуг душат новые ограничения, крупнейший сектор экономики Эстонии - обрабатывающая промышленность - сегодня чувствует себя намного лучше, чем раньше, считает экономический аналитик банка SEB Михкель Нестор.
Эксперт: крупнейший сектор экономики Эстонии чувствует себя намного лучше, чем раньше
Рост промышленного производства за счет холодной погоды
Опубликованные на уходящей неделе данные о промышленном производстве и экспорте товаров за январь 2021 года показывают, что спрос на продукцию крупнейшего сектора экономики Эстонии оставался умеренно высоким. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года промышленное производство в январе увеличилось на 1%, а экспорт товаров, произведенных в Эстонии, вырос на 6%. Это хороший результат, поскольку очередной виток распространения вируса вынудил вновь ужесточить ограничения, касающиеся экономической деятельности, во многих странах Европы.
На промышленное производство в январе заметное влияние оказала холодная погода — объемы производства электроэнергии и тепла выросли на целую треть по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Что касается обрабатывающей промышленности, то значительный вклад в нее внесла крупнейшая в Эстонии отрасль промышленности, деревообработка, где объемы производства выросли на 15% по сравнению с прошлым годом. Если объем производства в деревообрабатывающей промышленности имел тенденцию к росту уже давно, то в другой важной отрасли, металлургии, дела также пошли лучше, что является значительным положительным сдвигом. Трудности металлургической отрасли начались задолго до кризиса, но неопределенность, вызванная коронавирусом, нанесла сектору дополнительный удар. Окончательно спад объемов производства прекратился в декабре прошлого года, а в январе производство в отрасли уже на 7% превысило прошлогодний объем. В январе очень хороший темп взяло производство автомобилей и прицепов, причем эстонские предприятия занимаются производством именно последних. Несмотря на то, что это относительно небольшая отрасль, почти 20%-е увеличение объемов внесло значительный вклад. В производстве прицепов отличным выдался уже конец прошлого года, когда рост объемов производства измерялся двузначными числами.
Несмотря на то, что в январе рост в нескольких крупных отраслях промышленности был быстрым, в годовом сравнении объем производства в обрабатывающей промышленности все же оказался на 0,6% ниже, чем в прошлом году. После мощного рывка рост объемов производства в электронной промышленности взял передышку; сильно отстали от прошлого года объемы производства также в пищевой промышленности и в производстве электрооборудования.
Рост экспорта в январе продолжился
Поскольку около 70% промышленной продукции Эстонии идет на вывоз, неудивительно, что месте с промышленным производством восстановился и эстонский экспорт. Если в последнем квартале прошлого года экспорт товаров, произведенных в Эстонии, увеличился на целых 20% благодаря рекордным объемам телекоммуникационной электроники, то в январе он замедлился, хотя и остался на хорошем уровне (6%). Заметный вклад внес рост экспорта топлива и масел до 35%. Экспорт по-прежнему поддерживало увеличение объемов вывоза электроники на 15%. В то же время хороший рост наблюдался в таких важных товарных группах, как изделия из древесины, мебель и сборные дома, продукция машиностроения и экспорт металлических изделий.
Основная причина, по которой рост экспорта ограничился всего лишь 6%, — это значительное сокращение вывоза зерновых в январе этого года. Если в январе 2020 года объем экспорта зерновых составил более 17 миллионов, то в этом году всего 2 миллиона евро. Его влияние на экономику в целом, конечно, незначительно. Скорее, проблемой можно считать сокращение экспорта продуктов питания на 12% или снижение экспорта точного и медицинского оборудования на 9%.
Промышленный сектор набирает силу не только у нас
Промышленный сектор восстанавливается не только в Эстонии, но и в Европе в целом. В последние месяцы промышленное производство в Европейском союзе подобралось, по крайней мере в совокупности, довольно близко к докризисному уровню 2019 года. Заметно отстают от среднего показателя Южная Европа, Италия, Испания и Франция, где промышленное производство успело восстановиться примерно до 95% от докризисного уровня. В то же время прогнозные индексы уверенности менеджеров по закупкам промышленных предприятий быстро выросли и там. В Италии, к примеру, индекс PMI Markit в феврале достиг 56,9 пункта — самого высокого значения за последние три года. Данный показатель был на лучшем уровне за последние три года и в среднем по странам зоны евро. На самом деле, восстановление промышленности шло особенно хорошо у наших соседей. В Латвии и Литве промышленное производство вышло на уровень 2019 года уже во второй половине прошлого года, а в январе обе страны сумели значительно увеличить объемы.
На рынках Северных стран есть как позитивные, так и негативные сигналы
Восстановление в Европе означает хорошие перспективы для промышленности, однако больше всего мы зависим от экономического положения наших основных торговых партнеров, прежде всего Финляндии и Швеции. Хотя в настоящее время тон в обеих странах задает распространение коронавируса, вскоре, как и во всем остальном мире, ожидается проявление влияния вакцинирования. Среди эстонских экспортеров находятся предприятия, которые продают свою продукцию напрямую потребителям в Скандинавии, но есть также много тех, что участвуют в цепочках добавленной стоимости промышленных компаний, которые, в свою очередь, продают товары на более отдаленных рынках. В то время как промышленность Швеции достигла своих прежних объемов производства и, похоже, рост продолжается, Финляндия, к сожалению, не смогла переломить тенденцию к снижению. Это также негативно сказывается и на их эстонских субподрядчиках. Положительной стороной является и то, что финский рынок недвижимости, который также кормит многих экспортеров, демонстрирует признаки восстановления.