У Микка Таррасте должна была быть определенная цель - убить всех людей в «жигулях». Он шел как на войну: даже солдаты армии США не берут на патрулирование во время миссии в Ираке столько заряженных магазинов, сколько у Таррасте было наготове 6 июня в волости Ляэнеранна. Его тактическое преимущество над прибывшими на место преступления полицейскими было безумным.
Эксперт: устроивший бойню стрелок имел цель убить всех людей в машине
Такого мнения придерживается старший сотрудник по вопросам охраны общественного порядка Пыхьяской префектуры Пяртель Прейнвальтс, который имеет дело с оружием в течение 20 лет и почти 18 лет находится на службе в полиции. Он действующий член Кайтселийта с 2001 года, пишет Pärnu Postimees.
Прейнвальтс - один из тех, кто более десяти лет назад разработал тренинг по охране объектов. Он даже тренировал кайтселийтчиков. Это обучение проводится для людей, которым нужно много действовать в одиночку. Таррасте прошел это обучение.
Прейнвальтса в суд в качестве эксперта вызвала обвинитель Гарди Андерсон.
«Если стрелок находится на позиции и прибывает неважно какое подразделение, вероятность найти этого человека без специального оборудования приближается к нулю», - сказал эксперт. Особенно, когда у преступника много припасов, дополнительного оборудования и спецподготовка.
По словам Прейнвальтса, полицейские привыкли иметь дело с человеком, который находится на расстоянии до двух метров. Они отрабатывают стрельбу в экстремальных условиях с расстояния до 25 метров. Прейнвальтс отметил, что по меткости полицейский с девятимиллиметровым пистолетом-пулеметом не дотягивает до меткости стрелка, который использовал предназначенное для войны оружие. «У Таррасте было безумное тактическое преимущество», - подчеркнул он.
Эксперт также отметил, что Таррасте уже был в сумерках на природе. Его глаза привыкли к полумраку. «Когда приехали полицейские, они даже не знали, что ищут», - сказал он.
Таррасте не мог просто направить оружие на своих жертв, полицейских и медиков: он должен был в них целиться. «Очевидно, что там не было никакого размахивания оружием, - считает Прейнвальтс. - Если у оружия есть дополнительные устройства и ты целишься в объект, ты уже видишь цель, горит красная точка».
Прейнвальтс подчеркнул, что пистолет Jericho, из которого Таррасте выстрелил в мотоциклиста, является тяжелым оружием с малой отдачей, которое можно быстро направить на цель после каждого выстрела, но очень сложно попасть в кого-либо без прицеливания с расстояния почти в 30 метров.
Кучные выстрелы в сторону места водителя «жигулей» также являются прицельными. «Вепрь (полуавтоматическая винтовка — прим.ред.) достаточно устойчивый и тяжелый, но для того, чтобы стрелять так кучно, нужно прицеливаться, речь не идет о так называемой стрельбе с бедра», - уверенно заявил Прейнвальтс.
Старший прокурор Андерсон спросила, как эксперт может охарактеризовать выстрелы, произведенные сбоку. «На войне причиной для этого могла бы быть засада, - сказал свидетель. - Когда, например, люди на бронемашине попадают в засаду и есть цель убить их».
По оценке эксперта, цель стрелка могла заключаться в том, Таррасте явно хотел остановить машину и/или убить находящихся в ней людей», - сказал он. Поскольку Таррасте выстрелил вслед машине, он, видимо, подумал, что еще не достиг своей цели.
Полуавтоматическая винтовка, которой Таррасте 6 июня наделал немало бед, имеет множество модификаций. «У этого оружия нет лампы, но все остальные дополнительные устройства почти в полном объеме установлены», - сказал эксперт.
Например, у этого оружия есть тактическая лямка, которая позволяет в положении покоя быстро прицелиться. Оптический прицел значительно повышает эффективность оружия. «С боеприпасами, оружием и хорошими навыками, которыми он (Таррасте — прим.ред.) с учетом его стрелкового прошлого определенно обладает, с этим оружием, конечно, можно попасть с расстояния более 400 метров», - сказал Прейнвальтс. Он уточнил, что поражающая дальность еще больше. Если пуля не попадает в цель, она летит дальше и может попасть в находящиеся намного дальше предметы или людей.
У Таррасте было пять полных магазинов с 225 патронами. Насколько известно Прейнвальтсу, это больше чем у солдат армии США в зоне военных действий. «Таким количеством, мягко говоря, можно причинить очень-очень-очень много зла, что он и сделал, - сказал эксперт. - Если патроны не в магазине, я не очень быстрый. Если патроны в магазине и я знаю, что делаю, я очень опасен. Человек в стрессе делает то, чему он раньше был обучен. В случае хорошей подготовки в стрессе мы выдаем свой максимум. В стрессе что-то новое мы не делаем».
По оценке Прейнвальтса, с пятью заряженными магазинами Таррасте должен был быть готов к тому, что что-то случится. «Не хватало только средств баллистической защиты, но в остальном мы, по сути, говорим о походе на войну», - отметил он.
По мнению Прейнвальтса, Таррасте обладал относительно хорошими тактическими навыками, которых простой любитель оружия наверняка не смог бы достичь. «Хорошие укрытия, очень хорошая стрельба, очень хорошее введение противника в заблуждение своей стрельбой, достаточное количество боеприпасов, - перечислил изучавший материалы дела эксперт. - Это не приходит инстинктивно, человек тренировался, у него была подготовка. Как я уже сказал, в стрессе нельзя делать что-то новое».