Восемь необходимых шагов, чтобы избежать кризиса нехватки учителей (3)

, депутат Рийгикогу от партии
Copy
Депутат Рийгикогу Виктория Ладынская-Кубитс.
Депутат Рийгикогу Виктория Ладынская-Кубитс. Фото: Remo Tõnismäe
  • Проблему нехватки учителей было необходимо решать еще вчера
  • Комиссия по культуре составила план действий
  • Необходима работающая система мотивации и воспроизводства кадров

Член комиссии по культуре Виктория Ладынская-Кубитс пишет, что комиссия составила и направила правительству список предложений о том, как обеспечить появление следующих поколений учителей. Теперь мяч на стороне министра образования и науки, и действовать нужно уже сейчас. В статье Ладынская-Кубитс предлагает и конкретные решения.  

Некоторые кризисы просто происходят независимо от нас (например, ситуация, вызванная коронавирусом), но некоторые кризисы предсказуемы, признаки их приближения появляются уже за годы до появления. И такие кризисы случаются, только если ничего не предпринимать. Роль политиков в основном состоит в том, чтобы предвидеть эти потенциально неожиданные ситуации и принимать меры для их предотвращения.

Простая и суровая истина: через несколько лет у нас, вероятно, наступит кризис в сфере образования, потому что усиливается острая нехватка учителей.

Фактически, этот кризис уже у нас на пороге. 11 ноября 2020 года государственный контролер обратился к Рийгикогу с заявлением, что в Эстонии начинают ослабевать возможности для предоставления качественного образования. Практически одновременно с этим в протоколах заседаний комиссии по культуре Рийгикогу появилось заявление Союза работников образования Эстонии: в Эстонии около 16 000 учителей. Если предположить, что учитель работает на протяжении 40 лет, то нам потребовалось бы ежегодно 400 новых учителей, которые оставались бы на своей должности в течение 40 лет.

Понятно, что не все остаются на такой срок. Реальность такова, что почти половина учителей уходит после первых лет работы в школе. Таким образом, ежегодно в школы потребуется около 800 новых учителей. Но поскольку в нашей системе около 3500 учителей старше 60 лет, и если они уйдут на пенсию в течение следующих пяти лет, то нам потребуется почти вдвое больше новых учителей, чем в обычной ситуации. Это тот кризис, который нас ожидает.

Для запуска политических решений действует своя формула. В лучшем случае на принятие политического решения и его реализацию уйдет год-два. В течение пяти лет будут получать образование те новые учителя, которые, предположим, поверят новым решениям. Что это значит? Это означает, что если политическое соглашение будет достигнуто сейчас, то улучшение ситуации мы увидим минимум через семь лет. Но поскольку решения пока не приняты, этот срок в семь лет продлевается, а указанные выше цифры по нехватке учителей вырастут еще больше. Простой анализ показывает, что мы стремительно движемся к нарастающему кризису. И для того, чтобы его избежать, нужно принимать решения уже сейчас. 

Мы – парламентская страна, но мы часто забываем об этом и думаем, что важные решения должны принимать министры и, прежде всего, их министерства. Однако направление могут и должны задавать скорее парламентские комиссии. С лета прошлого года комиссия по культуре поставила перед собой цель проработать вопрос будущих поколений учителей. Был составлен план действий. Затем комиссия по культуре встретилась с представителями Министерства образования и науки и со всевозможными заинтересованными сторонами, включая университеты, студентов и представителей объединений третьего сектора. Но прежде всего в центре внимания были учителя. Осенью комиссия по культуре вынесла эту тему на пленум Рийгикогу как вопрос государственной важности («Новые поколения учителей и признание профессии учителя как основы устойчивости эстонского государства»).

Затем повторно был проведен анализ на уровне комиссии и были запрошены мнения всех фракций. И вот, в минувший четверг, комиссия по культуре направила правительству список предложений по обеспечению новых поколений учителей. В документе изложены шаги, которые можно и нужно предпринять, чтобы избежать надвигающийся кризис.

Значимость отправленного документа заключается в том, что он надпартийный. То есть, если там указана тема повышения заработной платы, то это значит, что на парламентском уровне есть общая договоренность – никто не против. Предложения касаются разработки систематического плана действий и популяризации профессии учителя, разработки карьерных возможностей для учителей и опорных специалистов, мотивирующей рабочей среды, программы поддержки начинающего учителя и повышения роли практики в обучении учителей.

Для межпартийного документа отправленный список является очень даже конкретным. Парламент проделал свою работу. Я искренне надеюсь, что этот документ послужит подспорьем не только учителям, но и министру, когда, например, в апреле начнутся переговоры по вопросу о повышении заработной платы работникам сферы образования. И даже больше. Этот документ можно рассматривать как «Список задач» для правительства по решению этой проблемы. (Здесь вы можете увидеть оригинал документа, направленного парламентом в правительство).

Конечно, в политических документах всегда что-то остается между строк. Однако ниже я постараюсь сформулировать те конкретные решения, по которым совпали мнения многих партий. И которые в той или иной степени подтверждаются и в совместном заявлении. Однако это уже в первую очередь моя точка зрения. 

Заработная плата учителей

Заработная плата учителя должна быть не ниже заработной платы других работников с высшим образованием. Чтобы в дальнейшем в профессию приходили новые учителя, брутто-зарплата учителя-предметника, работающего на полную ставку, должна составлять не менее 1800 евро в месяц. Плата за классное руководство должна быть увеличена еще на 300-400 евро. Подчеркну, что здесь важны три направления: конкурентоспособная заработная плата, оплата сверхурочной работы, справедливое соотношение профессионализма и заработной платы.

Модель карьерного роста учителя

Существующие возможности карьерного роста необходимо пересмотреть, поскольку модель карьерного роста учителя должна работать в качестве мотивации для развития. Она не должна быть просто вертикальной (то есть «Я иду работать в школу учителем, потом когда-то стану завучем, затем директором. А в реальной ситуации остаешься работать на том же месте и за ту же зарплату»). Скорее можно использовать горизонтальную модель карьеры (например, «Я учитель, обучаю молодых учителей, издаю учебные материалы и т. д., чтобы иметь больше возможностей для самореализации, включая дополнительный заработок»). И эти возможности предоставляет горизонтальная карьерная модель. Сюда мы также добавляем взаимосвязь между профессионализмом и заработной платой (можно было бы снова проанализировать систему, работавшую до 2014 года. На ее основании у нас насчитывалось 25% старших учителей и 5% учителей-методистов).  

Рабочая нагрузка учителей

По закону рабочее время учителя составляет 35 часов в неделю, но в действительности оно превышает в среднем 45 часов в неделю. Наши учителя страдают от постоянных перегрузок. Помогло бы регулирование рабочей нагрузки, так называемая ревизия рабочего стола. Другими словами, все основные задачи учителя должны вписываться в его рабочее время. Когда появляются дополнительные задачи, должна появляться и дополнительная оплата труда. Решением также может быть оплачиваемый свободный семестр для самосовершенствования, который давался бы через какой-то определенный период. И разработка цифровых решений для уменьшения чрезмерной нагрузки.

Педагогическое образование

Я помню свой шок в качестве родителя, когда 1 сентября директор школы моего ребенка закончил свою речь фразой: «И если кто-то из родителей хочет быть учителем английского языка, пожалуйста, загляните ко мне. Нам нужны учителя!». Отрадно видеть людей с горящими глазами, которые приходят на помощь школьной системе, но зачастую они лишь помогают тушить пожары под названием «нехватка учителей с соответствующим образованием». Все-таки в школах должны преподавать учителя, имеющие профильное образование. Важно делать упор и на увеличение значимости прохождения практики сразу с первого курса. В то же время важно сохранить сотрудничество с третьим сектором, который сегодня активно помогает в случае, если в конкретных школах нужно срочно подменить педагога. Педагогическое образование – это еще и про систему повышения квалификации и ее качество.

Конечно, отдельная тема – «Кто учит учителей?» Крайне большое значение имеет сотрудничество с университетами. Увеличить субсидии университетам для повышения заработной платы лекторам, обучающим учителей, до уровня, превышающего среднюю зарплату учителей как минимум на 20%. Увеличение финансовой поддержки университетам нужно и с целью обучения большего количества студентов, открытия новых ставок и большего финансирования практики в рамках учебных программ по подготовке учителей.   

Пакет бонусов для учителей

Этот пункт можно называть по-разному, но по сути в нем предлагается создание дополнительной ценности, то есть услуг/бонусов, которые не связаны напрямую с заработной платой, но обеспечивают качество жизни учителей. Например, оказание помощи учителю в поиске жилья (будь то предоставленная местным самоуправлением квартира, если молодой учитель переезжает на работу в другой регион, или компенсация за съемную квартиру, или другие варианты, которые облегчили бы поиск жилья). Учителя могут иметь свободный доступ в музеи и театры, на выставки, поскольку по сути это их рабочий инструмент. Социальный пакет мог бы включать в себя и возможности для занятий спортом, которые обеспечивало бы местное самоуправление. Отдельное внимание должно быть уделено и здоровью учителей (например, компенсация на покупку очков, внимание на психическое здоровье – все это не может быть только личной заботой работающего в школе учителя).    

Поддержка начинающих учителей

Статистика показывает, что значительное количество учителей покидает систему именно в первые годы работы. Это явный сигнал о том, что здесь нам нужны перемены. Во-первых, рабочая нагрузка в первый год могла бы быть ниже, рабочие задачи посильными. За полную заработную плату все-таки один выходной в рабочую неделю для учебы или саморазвития. Квалифицированный оплачиваемый наставник на первый год. И пакет начинающего учителя, который мог бы включать ноутбук/интернет, бесплатный транспорт. Но почему бы не пойти дальше и не рассмотреть вопрос о погашении кредита на учебу, субсидиях на покупку жилья, системе стипендий. Современной молодежи нужна более гибкая форма работы. Это современная реальность, что молодому учителю может потребоваться совершенно новый подход, например, каждые пять лет получать свободный от работы год.

Почему же в списке такие дорогостоящие предложения и именно в этом пункте «поддержки начинающего педагога»? Тартуский университет признает, что одной подготовки учителей недостаточно для выхода из кризиса. Верно, что за последние пять лет увеличился конкурс на педагогические программы в вузах, увеличилась и доля студентов, прошедших эти программы вплоть до выпускного акта. Однако на общем количестве работающих в школе педагогов это практически не сказывается. Учителям необходимо создать благоприятную среду для развития и перспективу на самой работе в школе или детском саду. В настоящее время это одно из основных препятствий, поскольку исследования показывают, что очень большая часть учителей не видит себя работающими в школе более пяти лет. Особенно высока их доля среди учителей в возрасте до 35 лет - 41%.  

Школьное руководство

Здесь тоже необходимо внести ряд изменений, чтобы улучшить атмосферу в школах. Когда это обсуждение велось на уровне комиссии по культуре, большинство ее членов выразили поддержку введению регулярной аттестации школьных директоров (каждые пять лет) и заключению договоров, где был бы указан срок окончания/срок пересмотра договора. Формулировка в итоговом совместном документе значительно мягче, но можно заверить, что политически этот вопрос можно развивать. 

Инклюзивное образование  

Недавно вышел отчет государственного контролера, в котором четко сказано, что система инклюзивного образования не работает так, как это было задумано. В частности, необходимо принять политическое решение, в какой мере продолжать работу имеющейся системы и будет ли это все еще верным путем, если, согласно рапорту, 8000 учеников не получают услуг, в которых они нуждаются. Однако, даже если политический сигнал не поступит, нужно здесь и сейчас внести вклад в увеличение количества помощников учителей и опорных специалистов. Другими словами, это дополнительный человеческий ресурс и финансовые вложения в систему. Учебные материалы также нуждаются в доработке, включая инструменты цифрового обучения на разных уровнях.   

В завершение. На встрече с комиссией по культуре Таллиннский консультативный совет учителей отметил, что все таллиннские школы сталкивались с ситуацией, когда на объявленную вакансию учителя по эстонскому, английскому, математике, физике, химии и другим предметам не поступало ни одного (!) заявления. На деле работает лишь замещение/переход учителей из одной школы в другую, что означает решение проблемы за счет друг друга. Такова реальность.

Описанные мной предложения – это разъяснение того, к чему в ходе обсуждений пришла комиссия по культуре, однако сам документ имеет более общий характер. Но даже он достаточно силен, чтобы правительство и министр образования и науки могли на него опереться, например, в ходе предстоящих в апреле переговоров по зарплате учителей. И даже больше. Этот документ – хорошая возможность остановить надвигающийся кризис. Последний звонок уже звенит.

Комментарии (3)
Copy
Наверх