Случай с Мульги Хярбер шокировал руководство домов попечения (7)

Лоора-Элизабет Ломп
Copy
На прошлой неделе в доме попечения Мульги Хяэрбер умерли трое подопечных, дело расследует прокуратура.
На прошлой неделе в доме попечения Мульги Хяэрбер умерли трое подопечных, дело расследует прокуратура. Фото: Elmo Riig
  • Три человека умерли, Вильяндиская больница обратилась в полицию
  • Руководители других домов попечения называют ситуацию недопустимой
  • Руководитель дома попечения в Халлисте говорит, что это очернение частной фирмы

Прокуратура начала следствие в отношении дома попечения в Халлисте, — Мульги Хярбер — поскольку Вильяндиская больница обнаружила у поступивших оттуда пациентов нарушения здоровья, возникшие, по мнению врачей, из-за плохого ухода. Руководители других домов попечения шокированы случившимся и не понимают, как можно обращаться таким образом с людьми, покидающими этот мир, пишет Postimees.

Газета Sakala рассказала о том, как скорая помощь обнаружила в доме попечения двух клиентов, которые находились в крайне тяжелом состоянии и к настоящему моменту уже умерли. Одного из троих доставить на скорой в больницу не успели: он умер в доме попечения. Этот человек лежал в кровати, к которой был вплотную придвинут диван, чтобы он не мог встать с нее или упасть.

Второй пациент лежал на матрасе на полу. Из такого положения ослабший человек не может встать, но нет и опасности, что он упадет. Для больного на подоконник поставили стакан воды, но дотянуться до него он не мог. Его и еще одного клиента дома попечения работники скорой помощи доставили в Вильяндискую больницу: один умер в пятницу, другой - на выходных.

Корона остановила посещения

Вильяндиская больница в пятницу обратилась в полицию, поскольку усмотрела большую опасность для здоровья постояльцев Мульги Хяэрбер и возможную угрозу нарушения прав человека. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье, которая предусматривает наказание за лишение свободы без законных на то оснований. «Я в шоке от этого. Это недопустимо, недопустимо и еще раз недопустимо!» - отреагировала заведующая Центром попечения Паункюла Трийну Сыэлсеп. Она добавила, что в каждом доме попечения, конечно, бывали ситуации, когда с постояльцами трудно справиться, но так ни с кем поступать нельзя.

«Были случаи, когда наших услуг подопечному было недостаточно, но тогда мы быстро искали недостающее, - сказала Сыэлсеп. - Но никогда не было такого, чтобы мы запирали кого-то в комнате или оставляли лежать на матрасе». В Паункюла круглосуточно дежурит медсестра, чтобы постоянно следить за здоровьем клиентов. Если что-то пойдет не так, сразу связываются с больницей.

Заведующая домом попечения в Паункюла Трийну Сыэлсеп и ее подопечный Эрих Конса.
Заведующая домом попечения в Паункюла Трийну Сыэлсеп и ее подопечный Эрих Конса. Фото: Tairo Lutter

Главный специалист Eakate Hooldekodu OÜ Анн Саарна также считает, что такое поведение дома попечения неприемлемо. От своих работников она требует, чтоб они относились к пожилым людям с уважением: «И это не просто слова». Саарна отметила, что о таких случаях слышит часто. Они, по ее словам, происходят и в других местах: «Но это и есть проблема. Это тяжелая работа, и у людей должно быть желание ее выполнять. Если сотрудник человечный, он сможет выполнять эту работу очень хорошо».

Директор Ируского дома попечения Яаника Луус сказала, что сложно комментировать ситуацию в Халлисте, но, по ее словам, не нужно сразу грести все дома попечения под одну гребенку.

«В критической ситуации большой дом попечения справляется лучше, поскольку у него больше ресурс рабочей силы, а значит, больше и возможностей. Я все же считаю, что сейчас нужно подождать результатов расследования. Нет смысла спекулировать на теме оставления без ухода или вообще заброшенности».

Дом попечение Паункюла ищет новых сотрудников. Как выбрать подходящего работника по уходу? По словам заведующей Трийну Сыэлсеп, в доме ждут людей с профессиональным образованием, у которых имеется хотя бы небольшой опыт. Кроме того, проводится изучение фоновой информации. Сыэлсеп добавила, что жильцов нужно адаптировать достойно, так, чтобы они чувствовали себя хорошо: «Поскольку уход из жизни, как мы считаем, все же должен быть достойным».

Eakate Hooldekodu OÜ работает 13 лет, и текучка кадров здесь тоже была. «На сегодняшний день остались хорошие люди, которые хотят у нас работать и заботятся о пожилых людях», - говорит Саарна. Но она признает, что для достижения такого результат потребовались не дни и месяцы, а годы.

Она считает, что хорошего работника можно почувствовать со временем: по тому, как он выполняет свою работу. Когда человек только устраивается на работу, он хочет произвести хорошее впечатление: «Но со временем бывает, что человек становится нервным, не выдерживает, не может вытерпеть нагрузку и напряжение». По словам Саарна, и клиенты начинают жаловаться, что работник кричит или говорит им что-то неприятное: «Потом начинают происходить еще более серьезные вещи, но у нас таких серьезных случаев не было».

Во время коронакризиса подопечные домов призрения могут общаться со своими родственниками только через видео-мосты или по телефону. «И мы должны проявить заботу и внимание, чтобы они не чувствовали себя одинокими и заброшенными», - говорит Сыэдсеп. Именно этого она ждет от своих работников.

По словам Анн Саарна, большой благодарности заслуживает вакцинация, поскольку тяжелых случаев болезни стало заметно меньше: «Родственники, конечно, немного сердятся, но в принципе они понимают, почему не могут прийти в гости». Саарна добавила, что родственникам ясно объяснено, что для коронавируса свойственны очаги и разумнее временно побыть в разлуке: «Они понимают, что мы никакая не тюрьма».

Трийн Сыэлсеп сказала, что период коронавируса принес работникам огромную перегрузку. Если часть персонала временно не находится на работе, то другим нужно перерабатывать. Она добавила, что подопечным очень тяжело не общаться с родственниками: «Наши сотрудники должны уделять им больше внимания, чтобы они не чувствовали себя одинокими».

Вышедший из вспышки

В начале января в Ируском доме попечения была большая коронавспышка. По словам Луус, на помощь сразу пришли инфекционный уполномоченный из Департамента социального страхования, лаборатория Департамента здоровья и самоуправление: «Город Таллинн помог нам средствами индивидуальной защиты, а также получением необходимой информации и советами».

«Поскольку к нам вирус пришел в начале января вместе с вакцинацией, любая информация была на вес золота», - сказала она. Кроме того, Касса страхования от безработицы помогла рабочими руками. Поскольку расходы дома попечения значительно увеличились, Департамента социального страхования дал гарантию  компенсации расходов на рабочую силу посредством мер помощи правительства: «Одним словом, мы искали помощь и мы получили помощь». По словам Луус, ситуация была эмоционально и физически напряженной и для работников, и для жильцов.

Руководитель дома попечения в Халлисте: это явное очернение частной фирмы

Заведующая домом попечения Мульги Хяэрбер Мерле Пальк.
Заведующая домом попечения Мульги Хяэрбер Мерле Пальк. Фото: Elmo Riig/SAKALA

Член правления частного дома попечения Мульги Хяэрбер, находящегося в Халлисте, Райво Тыннисмаа опровергает утверждение о том, будто 44 подопечных в доме остаются без ухода, и называет рассказы о плохой опеке масштабной ложью, которая преследует цель скомпрометировать частный дом попечения.

Газете Sakala рассказали, что на прошлой неделе был день, когда на работе был всего один работник по уходу. Руководитель дома Мерле Пальк признала, что, действительно, в четверг умер один подопечный и двоих доставили в больницу, но руководство дома не согласно с утверждением, что люди были неухожены. По оценке Райво Тынисмаа, это явное очернение частной фирмы: «Кому-то очень интересно распространять ложную информацию, но почему-то не под своим именем. Нам придется принять меры, чтобы призвать к ответственности тех, кто это делает. Как кто-то может утверждать, что в доме попечения подопечные остаются сами по себе, а работников по уходу нет на месте? Такие выдуманные утверждения невозможно комментировать».

Sakala общалась с тремя работниками этого дома попечения, и из разговора с ними нельзя сказать, что в течение последних двух недель в доме бывали случаи, когда в доме не было ни одного работника по уходу. Но были дни, когда с работой должен был справляться один человек. Обычно в доме попечения на ночной смене находится один работник по уходу, а днем работают два человека.

В начале марта в Мульги Хяэрбер возник крупнейший в уезде очаг коронавируса, где на данный момент положительный анализ сдали 43 человека. Среди зараженных 36 клиентов и семь работников, причем, по данным Департамента здоровья, на начало марта в доме и было семь работников. Sakala

Комментарии (7)
Copy
Наверх