Сегодня определились лучшие работы организованного Эстонским институтом исторической памяти и Postimees конкурса «Письма депортированным». Публикуем некоторые из них.
Письмо депортированному ⟩ Ты вслух обругал советского руководителя, за что был признан врагом народа (2)
Дорогой прадед Павел Блохин!
Я, твоя правнучка Елизавета, шлю тебе письмо из будущего. Письмо, которому никогда не суждено дойти до адресата в исправительно-трудовой лагерь в Сибири в 1944-1952 годы, но которое обязательно долетит до тебя эхом крепкой родовой связи сквозь десятилетия.
Осужденный по статье 58-10 часть 2 на восемь лет отбывания в исправительно-трудовом лагере Сибири, ты был обвинен в антисоветской агитации, содержащей призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти. Ты вслух обругал советского руководителя, за что был признан «врагом советского народа».
В те далекие 1944-1953 годы беда вошла в двери не только нашего дома, но и коснулась многих эстонских семей. Тысячи историй простых людей, насильственно депортированных, вынужденных провести годы вдали от родины - это истории лишения, непреходящей скорби и неугасаемой сердечной боли.
Эти люди жили и трудились на своей земле, растили детей, держали скот, улыбались каждому новому дню, верили в светлое будущее и радовались простому человеческому счастью. На заре, просыпаясь от крика петухов, блеяния коз и мычания коров, начинали свой новый день. День полный надежд! Это была их жизнь, их земля, их право на кусочек счастья, их право на мирную и счастливую жизнь. Все мечты и чаяния были связаны с их родиной, домом и детьми, о большем они даже не смели мечтать. Каждый из них хотел видеть свою землю независимой и сильной, похожей на свободно парящего орла в бескрайнем небе.
Но однажды пришли чужие люди и забрали это право! Право, которое дано каждому человеку от рождения. Право на открытую честную жизнь, на свое мнение и свое будущее.
Родной мой прадед Павел! У тебя тоже однажды отняли право на свободу, право жить и трудиться на своей земле!
Будучи одним из сыновей купца Блохина Ивана Парфеновича, чей купеческий статус официально подтвержден в Адрес-Календаре Тверской губернии за 1907 год, ты честно работал с отцом на своей земле, зарабатывая на хлеб. Ты мечтал о большой семье, о детях, о светлом будущем для своих внуков. Ты был простым человеком, веселым, любил пошутить и посмеяться, ты очень любил своих близких и родных.
Но ты не мог предвидеть, что счастливая жизнь скоро закончится! В 1917 году в результате Октябрьской революции сменилась власть, а вместе с ней порядок. Было решено конфисковать зерно и скот у тех, кто честно работал с утра до ночи, чьи закрома были полны запасов.
У тебя все отобрали: хлеб, зерно, скот, землю, мирную счастливую жизнь. Грабительский процесс, в результате которого многие семьи лишились последнего куска хлеба, получил название «раскулачивание».
Несогласных с новыми порядками расстреливали, кто-то успел сбежать за границу, те, кто остались в селах и деревнях, вынуждены были смириться с новой советской властью.
Несмотря на то, что к середине 1920 годов позиции советской власти выглядели стабильными, лидеры большевиков, преследуемые синдромом узурпаторов, уже не могли остановиться и продолжили раскручивать маховик репрессий. Объектом карательных акций стали вчерашние однопартийцы, соратники по революционной борьбе или так называемые «несогласные».
Главными инструментами в этой борьбе служили аресты, тюрьмы, депортации и концлагеря. Период истории с 1920 по 1953 года можно назвать периодом зверского фанатизма палачей.
Дорогой прадед, беззаконие коснулось не только нашей семьи, это стало временем отчаяния и горя для миллионов людей. Информация о преступлениях сталинского периода носила долгое время характер сверхсекретности. Сравнительно недавно стали достоянием общественности факты о вопиющих злодеяниях против невинно осужденных и депортированных. Вот некоторые из них:
1. За 1940-1953 года из Прибалтики были насильственно изгнаны в общей сложности более 200 тысяч человек, из них литовцев 120 тысяч, латышей 50 тысяч, эстонцев – более 30 тысяч.
2. В начале 1949 года сталинское руководство решило «ускорить процесс утверждения в Прибалтике советской власти» и вырвать с корнем бандитизм и национализм.
3. 12 января было принято постановление «о насильственной высылке» за пределы Эстонии, Латвии и Литвы «кулаков и их семей, семей бандитов и националистов, а также семей соучастников бандитов»
4. Операции по высылке проходили с марта по май 1949 года, они затронули 95 тысяч человек, которых насильственно депортировали в Сибирь. Среди «вражеских и опасных для советского строя элементов» значились 27084 ребенка в возрасте до 16 лет, 1785 детей без родителей, 146 инвалидов и 2850 дряхлых стариков.
Ты и прабабушка не любили советскую власть, но вынуждены были с ней мириться. Тот день, когда твоему терпению пришел конец, и ты прилюдно выругал советское руководство, стал скорбным днем для всей нашей семьи. Тебя как врага народа депортировали в исправительно-трудовой лагерь в Сибирь.
Условия содержания в твоей камере были ужасные. Истощенные и изнуренные каторжным трудом заключенные делили кров с клопами и крысами. Частыми соседями по камере являлись прибалтийские товарищи: латыши, эстонцы и литовцы, арестованные в июне-июле 1940 года. Далеко не все из них дожили до освобождения.
Восемь лет каторжных работ, изнуряющего труда, пота, душевной боли, тоски по своей земле и дому, недоедания, оскорблений, издевательств и жизни вдали от семьи наложили свой отпечаток на судьбу всего нашего рода.
Но ты не грусти, прадед Павел! Я, твоя правнучка, живу в свободной Эстонии, я дышу воздухом свободы и смело могу сегодня писать тебе это письмо.
Значит, ты не зря прошел через суд, насильственную депортацию в Сибирь, через боль, оскорбления, потери, лишения и унижения. Я всегда буду помнить твою историю и обязательно расскажу своим детям!
С любовью, твоя правнучка.